П.4.3. Орнамент периода палеолита

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительно­го искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из

камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искус­стве — резьбе по камню и кости, рельефах.

Особая область первобытного искусства — орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Еше в XIX в. на Мезинской палеоли­тической стоянке (Украина) были найдены вме­сте с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и дру­гими находками костяные изделия с искусно на­несенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, все­возможные фигурки, вырезанные из бивня ма­монта. Геометрический орнамент — основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других па­леолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Что же означает этот абстрактный узор и как он

Неолит: 1 — женские статуэтки возник? Попыток решить этот вопрос было

из глины, 2 - гарпун из рога, много. Уж очень не соответствовал геоме-

3 – глиняная посуда с ямочным трический стиль блестящим по реализму рисункам

орнаментом. пещерного искусства.

Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже со­стоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орна­ментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского
геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

Но древние художники не только копировали природу, они вносили в перво­зданный орнамент новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они, как правило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, получался рисунок, сход­ный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенча­тым, или зубчатым.

Во всех приведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяет­ся сравнительно легко. Но, как правило, отгадать его практически невоз­можно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изо­бражения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы — от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: