П.4.1. Этапы изобразительной деятельности

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

· Натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет.

· Искусственно-изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество — росписи пещер, гравировки на кости.

Остановимся на первом этапе несколько подробнее.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые дейст­вия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объем — природный холмик. Затем голова зверя по­мещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производи­лась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой к которому прикреплялась звериная голова

Следующий второй этап — икусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление "творче­ского" опыта, которое выразилось в начале в полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Изображение быков на кальцитовом блоке.

Музей Д ' Ейзи. Франция.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеотического изобразительного творчества, связанного с появлением выра­зительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наи­более характерные образцы живописи этого периода представлены пещер­ными росписями.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появле­ние человека современного типа.

Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открывает многокрасочные

изображения палеолитической эпо­хи в пещере Альтамира (Испания).

Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.


В 1895 г. были найдены рисунки перво­бытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. во Франции

А. Брейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пеще­ре Ле-Комбатель в долине Везера. Рисунков здесь около 300, есть и изобра­жения человека (в большинстве случаев в масках). Недалеко от Ле-Комбателя в том же году археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открывает целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века бедна, в ней четыре основные краски: чер­ная, белая, красная, желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Зубр. Пещерная живопись.

Палеолит.

Пещера Ласко. Франция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: