Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.
Музыкальный элемент «натуральной пантомимы» включал:
· имитацию звуков природы— звукоподражательные мотивы;
· искусственную интонационную форму — мотивы с зафиксированным звуковысотным положением гона;
· интонационное творчество: двух- и трехзвучные мотивы.
Существует мнение, что уже в первобытном обществе возникли основные виды музыкальных инструментов: ударный, духовой, струнный (смычковый и щипковый).
В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.
Особый интерес представляют обнаруженные в позднем палеолите музыкальные инструменты. При раскопках стоянки Молодова на правом берегу Днестра в Черновицкой области археолог А.П. Чернышнашел на глубине 2,2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного оленя длиной 21 см с искусственно проделанными отверстиями.
|
|
При изучении жилища из знаменитой Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом
кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта.
Предполагают, что «возраст» этого набора музыкальных инструментов 20
тысяч лет.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеоли-
тическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из от-дельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.