Задачи консультирования в дошкольном и младшем школьном возрасте

Наиболее типичные причины обращений родителей:

1. Дети, у которых отсутствуют отклонения от нормы, но есть определённые трудности возрастного или индивидуально – психологического характера: невнимательность, непослушание, плохая память и др. Эти жалобы чаще всего имеют общую причину – незнание родителями возрастных норм развития. В этих случаях достаточно разъяснения особенностей развития в соответствующем возрасте. Часто, для того, чтобы снять тревогу родителей и тенденцию к предъявлению завышенных требований, оказывается достаточным объективной оценки психологом развития ребёнка - обязательно с указанием на сильные и слабые стороны. Хотя за подобными жалобами могут стоять и обоснованные тревоги: при ЗПР заметно страдает регуляторная сторона поведения и деятельности.

2. Неадекватные жалобы родителей на детей по причине недостаточно чуткого отношения родителей к ребёнку, низкой чувствительности к его потребностям и реальным возможностям. В таких случаях жалобы родителей указывают на возможное неблагополучие в системе ДРО и в семье в целом и требуют психологического обследования и терапии семейных отношений.

3. необоснованная тревога родителей по поводу увлечённости детей игрой и фантазированием. В таких случаях необходимо тщательное изучение, потому что иногда своеобразие игровой деятельности может быть проявлением отклонений в психическом развитии, а в других случаях – говорить о компенсаторном характере нарушенных значимых отношений.

4. жалобы родителей на излишнюю самостоятельность ребёнка и желание делать всё по - своему. К 3 годам поведение может резко измениться. И нужно помочь им найти ту грань, за которой детская самостоятельность – уже не инициатива, а каприз. Проблема в том, что каждый родитель исходит из своего жизненного опыта и представлений о том, что можно, а чего нельзя. Помощь в решении этого вопроса подсказывает народная мудрость. Наши бабушки легко переключали внимание закапризничавшего ребенка на новый объект, не считали зазорным разыграть малыша, отвлечь его потешкой, песенкой, сказкой. При умелом регулировании поведения ребенка грань между «можно» и «нельзя» формируется в самой ситуации, а не в ходе бесконечных и безрезультатных запретов. Негативное поведение малыша устраняется в ходе переключения на другой вид активности. Родителям необходимо объяснить, что жесткое подавление негативного, с точки зрения взрослого, поведения ребенка наносит по детской инициативе непоправимый удар, не дает ребенку возможности экспериментировать (а значит, и совершать открытия в сфере знакомства с миром отношений), следовательно, блокирует его самостоятельность.

5. Особый круг проблем – раннее формирование характера (акцентуации). Детям, имеющим акцентуацию характера, особенно требуется индивидуальный подход при воспитании. Профилактическая задача консультанта – показать, что определённые сочетания типа акцентуации с неправильным воспитанием способствует психопатическому развитию.

6. Ситуации ускоренного общего или парциального развития детей. В таких случаях психологу необходимо разъяснить родителям причины и возможные следствия ускоренного развития, ориентировать их в возможных вариантах «судьбы» обнаруженных у него способностей; найти для ребёнка такие виды занятий, которые обеспечили бы оптимальную реализацию его возможностей.

7. Запросы по поводу коммуникативных навыков ребёнка. Здесь важно знать, посещает ли ребёнок детский сад и как (с кем) проводит основное время. Ведь доминирование контактов со взрослыми препятствует формированию у ребёнка широких социальных навыков общения и самостоятельности. Хотя и при посещении дошкольного учреждения возможны серьёзные нарушения в сфере общения со сверстниками, которые приобретают стойкий характер по причине рано сложившихся неблагоприятных отношений в группе.

8. Обращения по поводу развития детей, имеющих слабовыраженные органические нарушения нервной системы. Дети данной категории посещают массовые сады, где к ним предъявляют общие со здоровыми детьми требования. А ведь умственная работоспособность, темп деятельности у них снижены. Психолог в подобных случаях может помочь родителям использовать опыт коррекционно – педагогической работы. Для этого намечаются специальные развивающие программы в игровой форме по развитию мышления, внимания и т.д.

9. Дети с выраженным левосторонним доминированием либо со смешанной латеральностью.

10. Детские страхи.

11. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Здесь существует проблема на уровне даже терминов – «готовность к обучению в школе» и «психологическая зрелость». Здесь возможны 3 типа работы психолога:

- при записи ребёнка в школу диагностика готовности и дальнейшее консультирование педагога с целью индивидуализации обучения и родителей с целью активизации подготовки ребёнка к школе в оставшиеся месяцы лета. Экспресс – методики: произвольность, мотивация, моторика, мыслительные и речевые способности, память, внимательность. В трудных случаях целесообразно использовать методики для диагностики ЗПР (например, тест школьной зрелости Витцлака;

- при желании родителей получить квалифицированную консультацию по вопросу готовности ребёнка в данном году посещать школу (особое внимание – на ослабленных, часто болеющих детей);

- первые месяцы учебного года в 1 классе, когда начинают проявляться параметры готовности – неготовности к обучению. Запросы в этом случае формулируются в терминах поведенческих нарушений либо неуспеваемости. Диагностический инструментарий аналогичен предыдущему.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЕМИНАРА

На первом году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу. А жаль! Поскольку именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка.

Родителю необходимо знать:

- витальная потребность младенца - потребность в эмоционально окрашенном и личностно значимом общении с матерью.

- идет формирование ориентировочных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных.

- ребенок начинает овладевать движениями руки и действиями с предметами.

- развивается вся двигательная сфера ребенка,

- идет интенсивная подготовка к пониманию речи. Начинает формироваться его собственная речь, сначала в форме гуления, а затем и лепета.

Малыш активен, деятелен и жизнерадостен. Если же у ребенка наблюдается задержка в психофизическом развитии, то он чаще плачет, нервничает, больше спит, реже улыбается. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, видит в матери лишь кормилицу, сиделку, а не партнера для общения.

- формируются черты социального поведения. Маленький человечек четко воспринимает «своих» и «чужих», активно выражает радость, гнев, тянется ручонками к самым близким людям. Именно мама вводит малыша в мир предметов.

Научить родителей навыкам стимулирующего общения с собственным чадом, в том числе и с использованием подручного материала, имеющегося на кухне, – одна из задач психолога.

- Параллельно с психофизическим развитием ребенка идет его воспитание. Малыша учат «пожалеть маму», «погладить киску», «спеть песенку бабушке». Здесь взрослым важно закрепить позитивные моменты в поведении ребенка, вовремя похвалить его, сказать, какой он хороший, как они его любят, поцеловать, приласкать, но не «затискивать» его. Нужно предоставлять малышу возможность несколько минут побыть самому, поиграть в игрушки, а при необходимости и доползти до мамы, голос которой слышен из другой комнаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: