Консультирование подростков

Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка. Довольно часто оказывается, что подросток ждет инициативы психолога (проходя мимо по коридору, задавая общие вопросы). Он ждет помощи, но часто не смеет ее попросить. Подросток так часто испытывает «бурю» чувств, что сам не понимает, где их начало, где конец. А о чем можно рассказать, когда сам не понимаешь «что болит». О подростках кто-то грустно сказал: «Для него пусть лучше бьют — только замечают», а здесь выходит, что он «удостоен» пристального индивидуального внимания. Все равно подростки, особенно на первых этапах консультирования, о себе самом, о своей проблеме не говорят — «соскальзывают» на третьих лиц, жалуются.

Именно поэтому консультирование подростков подчинено определённым правилам:

1. Основа – методы разговорной терапии.

2. Исходить из психологических нормативных задач возраста: задача самоопределения в социальной, сексуальной и психологической сферах. Проблемы этого возраста чаще всего связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

- физиологической потребности;

- потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе:

- потребности в успехе и в проверке своих способностей:

- потребности независимости и эмансипации от семьи:

- потребности в привязанности:

- потребности в самореализации и развитии своего Я.

3. Суметь посмотреть на проблемную ситуацию глазами подростка.

4. При консультировании диады родитель – подросток вступают в действие особенности, характерные для консультирования супружеской пары.

5. Анализ случая через призму целостного жизненного пути личности.

Схема консультирования – общепринятая:

1. установление контакта.

2. запрос.

3. диагностическая беседа. Есть несколько вариантов её проведения:

3.1. Лучшее начало – проективные методы: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»

«Семья животных» (в кого превратил волшебник твоих близких)

«Методика Гарднера»: придумать сказку по началу: далеко отсюда за горами жила – была девочка...

3.2. Если подростка привели и разговорить его достаточно трудно – методические приёмы:

«Давай думать вместе »: если перед Вами пассивный подросток. «Давай вместе попробуем решить твою проблему. Готовых решений я не могу предложить, но у меня есть опыт. Может что-то подойдёт?».

«Психологический контакт»: с первых минут надо показать, что Вы видите перед собой, прежде всего, интересного собеседника, задав несколько нейтральных вопросов.

«Человечек»: если подросток сильно волнуется, психолог на листе рисует стилизованную фигуру и говорит: «Смотри, это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о конкретной ситуации. Тебе может быть придётся немного рассказать о нём.

«Зеркало»: когда подросток молчит («мать привела, вот пусть и рассказывает»). Имея уже некую информацию, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в основных чертах совпадает с ситуацией клиента. Важно, чтобы совпадал пол, возраст и индивидуальные основные особенности.

Чтобы подросток чувствовал себя на равных:

- не говорите слишком много и долго;

- не бойтесь делиться причинами своего плохого настроения;

- умейте держать паузу, т. е. ждать и молчать, пока ученик сам найдёт подходящее слово;

- избегайте менторского тона;

- аргументировано отстаивайте свою точку зрения и выслушивайте доводы собеседника.

3.3. Если по ходу разговора возникла необходимость срочно что-либо узнать о клиенте,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: