В соответствии с тем анализом, который был выполнен в гл. 4.5, для подтверждения новой теории необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, надо определить, не противоречит ли она хорошо известным фактам. Во-вторых, следует выяснить возможность интерпретации на ее основе эффектов, теория которых ранее отсутствовала. И, в-третьих, нужны предсказания новых эффектов и явлений, наличие которых можно было бы подтвердить опытным путем.
МБК-концепцию можно использовать для прояснения механизма такого загадочного явления человеческой психики, как интуиция. «Абсолютное знание, — писал Бергсон, — может быть дано только в интуиции, тогда как все остальное открывается в анализе... Анализ является операцией, сводящей предметы к элементам уже известным». Пытаясь разгадать тайну интуиции, Бергсон противопоставлял ее интеллекту. Наше интеллектуальное представление о реальности, писал он, погружено в неясную и ускользающую дымку, исчезающую во мраке. Интуиция, подобно внезапному блеску молнии, позволяет нам прорваться сквозь эту дымку к сути реального, в его глубину, и тогда интеллект получает возможность сформировать в центре этой дымки «обтекаемое ею светящееся ядро» позитивного знания [16].
Принимая учение Бергсона об интуиции, русский философ Н.О. Лосский обращает внимание, что механизм этого явления
скорее всего родствен телепатии, ясновидению и другим явлениям СЧВ [77]. Во всех случаях речь идет о внечувственном восприятии, имеющем внешний источник. На внелогический характер интуиции обращал внимание Б. Рассел [114].
Случаи интуитивного постижения истины хорошо известны по биографиям Ньютона, Эйнштейна, Гаусса, Менделеева, Кекуле и других ученых. Но всюду без исключения «моменту истины» предшествовала большая предварительная работа. Именно здесь кроется ключевой элемент разгадки секрета интуиции с точки зрения мэодинамики сознания. Обращаясь к формуле (4.12), легко видеть, что получение нового текста становится возможным только после того, как подготовлен фильтр, или код, позволяющий раскрыть содержание мэонового пакета информации p(s). До тех пор пока работа по подбору подходящего фильтра не завершена, интеллект «не слышит» того, что «нашептывает» ему мэон.
Очень интересен вопрос: а какой текст будет получен, если код к импульсу информации, поступающему через мэоновые каналы, окажется неточным или даже неудачным? В пределе, очевидно, будет получен абсурдный текст, сформулирован неверный образ объекта. Это хорошо объясняет способность к абсурду, которая также является неотъемлемым свойством человеческого сознания.
Другое загадочное явление человеческой психики — это открытые К. Юнгом архетипы коллективного бессознательного, обладающие свойством интерсубъективности и трансисторичности. Архетипы устойчиво проявляются как в жизни, так и в сновидениях. Обдумывая механизм этого уникального феномена, Юнг предположил, что архетипы «представляют собой отражение постоянно повторяющегося человеческого опыта» [155].
В качестве примера Юнг приводит возникновение мифов о солнечном герое, явно навеянных наблюдением за Солнцем. Но ведь это не что иное, как подмена одного понятия другим — вместо разговора об архетипах бессознательного речь ведется о мифе, который вполне осознан. Естественный ответ на вопрос о вневременных и межличностных свойствах архетипов можно получить, вспомнив, что именно такими свойствами обладает семантическое поле мэона.
Следующая группа эффектов, интерпретация которых может быть дана в рамках мэодинамики сознания, — это явления СЧВ, которые называют также трансперсональными. В 1980-х годах в Принстонском университете США в лаборатории профессора Р. Джана была поставлена серия опытов по психокинетическому
воздействию на электронные и механические системы. В массовых экспериментах были получены статистически достоверные доказательства того, что такой эффект существует: человек в состоянии мысленным усилием управлять случайными физическими процессами [169].
Другие близкие к этому эффекту явления СЧВ — психокинез, полтергейст и т.п., неоднократно описанные в научной литературе. Один из наиболее ярких примеров полтергейста — погром, который был недавно учинен на квартире космонавта В.В. Аксенова [9]. Можно думать, что в случае психокинетических эффектов мэоновые механизмы психических процессов играют роль триггера, запускающего значительные целенаправленные выбросы в материальный мир энергии квантового вакуума. При этом «мэоновый триггер» может функционировать как на сознательном уровне (опыты Джана, психокинез), так и на уровне бессознательного (полтергейст).
Еще более сложная серия опытов, поставленных под руководством Джана, относится к исследованию явления прекогнитивной отдаленной перцепции. В этих опытах исследовалась возможность передачи визуальной информации от индуктора к перципиенту, находящемуся от него на большом расстоянии, например в другом городе. Самая поразительная особенность этих опытов состояла в том, что прием этой информации иногда происходил за несколько часов до начала ее передачи. Результаты опытов с высокой степенью надежности подтвердили существование и этого эффекта.
С точки зрения концепции мэодинамики сознания, рассмотренной в предыдущей главе, ничего удивительного в этом эффекте нет. Для мэона отсутствует стрела времени, и его топология не соответствует стандартному Евклидову трехмерию. Прошлое, настоящее и будущее для него как бы синхронны, а потому коммуникационный канал «будущее — настоящее» для мэоновых линий связи вполне реален. Кажущееся нарушение причинности, которое происходит в данном случае, объясняется теоремой Герока.
В научной литературе описано явление реинкарнации — «переселения душ» умерших людей — и ряд других близких явлений [81]. С точки зрения мэодинамики сознания эти явления можно объяснить спонтанной передачей пакета личностной информации от одного субъекта к другому, причем ни время, ни расстояние не играют в этом процессе сколько-нибудь значительной роли. Заметим, что типичные обстоятельства явления реинкарнации выглядят следующим образом: внезапная гибель здорового человека, как
правило мужчины, — спонтанное появление у ребенка, живущего далеко и некоторое время спустя, сведений о личности погибшего. Обычно в таких случаях ребенок, собственная психика которого еще окончательно не сформировалась, начинает на некоторое время отождествлять собственное Я с личностью своего «индуктора». А по мере взросления маленький человек обретает собственную самобытность и забывает своего «переселенца» [81]. Все эти подробности очень хорошо укладываются в мэодинамическую модель «переселения душ».
Близок к явлению реинкарнации феномен виртуальной реальности в его различных проявлениях («космическое» сознание, различные формы внетелесного опыта, «воспоминание» своей предыдущей жизни, различные мистические состояния и т.п.). Выход в эти состояния сознания достигается с помощью соответствующей техники кодирования, например путем медитации. Обстоятельные исследования этих измененных состояний сознания выполнил С. Гроф, а обзор соответствующих эффектов можно найти в книге Дж. Мишлава [37, 172]. Еще один близкий к этому кругу явлений феномен — внушение на расстоянии. Во всех этих случаях мэоновые каналы передачи информации могут играть основную роль.
Первый принцип квантовой психофизики в формулировке Р. Уилсона «заключается в признании того факта, что изучение и материи, и сознания заставляет нас подвергнуть сомнению привычные представления о реальности». Этот совершенно справедливый тезис по существу есть не что иное, как требование, вытекающее из принципа дополнительности, или комплементарности, Нильса Бора.
Именно необходимость выполнить это требование и тем самым выйти за пределы существующей научной парадигмы представляет собой основную психологическую трудность проведения исследований в области квантовой психофизики. Об этих трудностях очень точно пишет крупный русский нейрофизиолог Н.П. Бехтерева: «Я знаю, как опасно двинуться в это Зазеркалье. Я знаю, как спокойно оставаться на широкой дороге науки... Но кажется мне, что на земле каждый, в меру своих сил, должен выполнить свой долг» [19].
Двигаясь по этому пути, в области квантовой психофизики еще многое предстоит сделать и в части теории, и в части экспериментов. Необходимо более обстоятельно развить теоретическую модель мэона. Нельзя, в частности, исключить, что соответствующий
семантическому потенциалу банк информации связан не с самим квантовым вакуумом, а с материальными объектами; мэоновые структуры в этом случае осуществляют функцию интервременных и транспространственных каналов связи.
Если окажется верным именно это предположение, то надо будет говорить о семантическом принципе, причем в двух возможных формах. Слабый семантический принцип эквивалентен постулату о существовании интерсубъектного планетарного информационного поля. Сильный семантический принцип предполагает распространение действий этого поля на космические масштабы.
Рассмотрим некоторые эффекты, которые следуют из концепции мэодинамики сознания и могут быть обнаружены в специально поставленных экспериментах. Возможен эффект, обращенный по времени к реинкарнации, — инверсная реинкарнация, иными словами, «воспоминание» импульсов информации, поступающих не из прошлого, а из будущего. В литературе имеется немало подобных примеров (рассказ Дж. Свифта о спутниках Марса, история гибели «Титаника», опубликованная за несколько лет до катастрофы, и т.п.). Нельзя исключить, что появление гениев, подобных Леонардо да Винчи, в какой-то степени связано с подобными эффектами.
Методы квантовой психофизики могут найти применение при создании новых методов диагностики и лечения заболеваний. В работах А.Е. Акимова, В.М. Бронникова и других уже накоплен первоначальный опыт.
В более отдаленной перспективе можно говорить о возникновении нового научного направления — квантовой дианологии, или науки о мобилизации интеллектуальных ресурсов мозга методами квантовой психофизики (от греч. dianoia — сила мысли). В еще более отдаленной перспективе на практические рельсы может быть поставлена проблема автоэволюции вида Homo sapiens.
Глава 4.11