Оценивая современное состояние научных проблем, относящихся к области биологии, один из крупнейших биологов XX столетия, Николай Тимофеев-Ресовский, писал: «В мире пока нету теоретической биологии, сравнимой, эквивалентной в каком бы то ни было смысле тому, что называют теоретической физикой. И нету
потому, что нету или не было до последнего времени биологических более-менее общих естественно-исторических принципов» [132].
Классическая естественно-научная картина мира, в основу которой положены физические принципы, сформулированные Галилеем и Ньютоном, была построена в XVIII в. Построить аналогичную картину для биологического мира, как утверждает Тимофеев-Ресовский, будет невозможно до тех пор, пока не удастся обосновать достаточное количество общих биологических принципов. Таких принципов, по его мнению, известно только два — это принцип естественного отбора Дарвина и принцип ковариантной редупликации. Смысл второго биологического принципа, сформулированного самим Тимофеевым-Ресовским при участии М. Дельбрюка и К. Дарлингтона, состоит в том, что наследственная информация, дискретно кодируемая в генах, передается от поколения к поколению.
|
|
По мнению Тимофеева-Ресовского, теоретическая биология станет возможной, если удастся обосновать третий общий биологический естественно-исторический принцип, решающий проблему прогрессивной эволюции. Эта проблема состоит в том, чтобы найти однозначные доказательства того, что длительно действующий естественный отбор ведет именно к прогрессивной, а не к регрессивной эволюции. По этому поводу Тимофеев-Ресовский замечает, что до сих пор не ясно, кто более прогрессивен — человек или чумная бактерия.
И только опираясь на эти три основополагающих принципа будущей теоретической биологии — естественного отбора, ковариантной редупликации кодов наследственной информации и прогрессивной эволюции, — можно будет перейти к решению первой задачи теории: критической оценке эволюционного учения, включая проблему возникновения и развития жизни.
Из МБК-концепции следует, что в универсальном банке информации мэона могут содержаться и коды программ эволюции самоорганизующихся систем, включая такие их свойства, как нелинейность, стохастичность, неравновесность, неопределенность, бифуркации. Принципиальная особенность динамики нелинейных систем — многовариантность эволюционных трендов. Выход на тот или иной из них зависит от случайных факторов. Однако в силу синергетических принципов подчинения и влияния будущего на настоящее после случайного выбора в зоне бифуркации даль-
|
|
нейший ход процесса эволюции канализируется в направлении одного из виртуальных альтернативных сценариев.
В зоне бифуркации решающее воздействие на выбор направления эволюционного вектора могут оказать семантические импульсы, поступающие в перестраиваемый геном из мэона с помощью, например, торсионных или электроторсионных воздействий. Это явление можно назвать эффектом семантического давления. Возможность поступления импульсов антиэнтропии в генетический информационный банк живых самоорганизующихся систем — следствие принципа консиенции, или способности всех материальных объектов участвовать в информационном обмене с мэоном [68].
Существование семантического давления угадывал А. Бергсон в своем учении о жизненном порыве. «Это дление, — писал он о невидимом потоке сознания, — принадлежит не самой материи, это дление самой жизни, elan vital» [16]. Близкие идеи высказывал американский палеонтолог Г. Осборн, попытавшийся синтезировать виталистические и энергистские концепции с неодарвинизмом. Другому палеонтологу и одновременно крупному философу, П. Тейяр де Шардену принадлежит концепция радиальной космической энергии, определяющей прогрессивный характер эволюции [129].
Принцип семантического давления находится в соответствии с другим общефизическим законом — принципом минимума диссипации энергии, установленным Л. Онсагером. Из этого принципа следует, что эволюция всегда осуществляется в том направлении, при котором обеспечивается снижение рассеивания энергии, иными словами, минимальный рост энтропии. Этому требованию отвечают более сложно организованные живые существа, обладающие более совершенной нервной системой.
Доказательство принципа Онсагера для условий, не очень далеких от термодинамического равновесия, дано И. Пригожиным в книге «Порядок из хаоса» [108]. Перестройка генома популяции под действием семантического давления мэона, которая становится возможной в условиях бифуркации, — причем исключительно в этих условиях — это возможный механизм, определяющий подчинение эволюции живых самоорганизующихся систем принципу Онсагера. Следствием принципов Онсагера и семантического давления мэона является принцип прогрессивной эволюции от простого к сложному.
Дадим термодинамическую интерпретацию принципа семантического давления. Ансамблю виртуальных частиц, образующих квантовый вакуум, можно приписать энтропию, которая, очевидно, в среднем должна быть равна нулю:
S = 0. (4.13)
Поскольку квантовый вакуум не содержит реальных частиц, для которых справедливо второе начало термодинамики, в нем не происходит роста энтропии.
Однако это не исключает квантовых флуктуации энтропии и, следовательно, отрицательной энтропии. Из формулы (4.4) следует, что из мэона в мир материальных объектов может поступать поток антиэнтропии, сопровождающийся отрицательными флук-туациями времени ∆t < 0. Из-за отсутствия для мэона стрелы времени импульсы антиэнтропии, поступающие в материальный мир из семантического потенциала мэона, могут выполнять функцию постоянно действующего источника семантического давления. Условием, когда эти импульсы могут быть восприняты объектами материального мира, является возникновение бифуркации, при котором минимальные воздействия начинают играть фундаментальную роль (см. ч. 1).
Информационную насыщенность квантовых флуктуации антиэнтропии можно оценить по формулам (4.1) и (4.4). Нет оснований полагать, что «температура» физического вакуума существенно отличается от абсолютного нуля.
Принимая Т ~ 10-10 °К, получаем оценку количества информации:
∆I~∆S~5∙1042 бит. (4.14)
Для сравнения: запас генетической информации человека равен 6·109 бит, а запас культурной информации человечества в целом — 1019 бит. Эти оценки носят, разумеется, условный характер.
|
|
В гл. 4.8 было показано, каким образом может осуществляться детектирование негэнтропийных импульсов, поступающих из мэона, атомно-молекулярными структурами живых существ. Следуя A.M. Хазену, рассмотрим, как это способно влиять на наследственность [146].
Если в окружающей среде создаются необходимые условия, то в организме начинается воспроизведение молекул ДНК — носите-
лей наследственной информации, или генов. Иными словами, осуществляется синтез генетической информации. Этот процесс, как и все, что происходит с материальными объектами, подчиняется второму началу термодинамики:
dS
— = f (Sn, Si), (4.15)
dt
где Sn — поток энтропии через систему;
Si — ее производство в этой системе.
Для живых систем производство энтропии определяется вероятностями различных физических и физико-химических процессов.
Энтропия обладает свойством аддитивности и ее полное приращение:
∆S = S1+ S2 +... + Si +... (4.16)
Случайные изменения параметров окружающей среды вследствие синтеза информации могут получить отражение в геноме — проявится эффект, известный как мутация. Импульсы антиэнтропии, поступающие на вход атомно-молекулярных структур генома, можно рассматривать наравне с другими факторами окружающей среды. Здесь, однако, существует одно принципиальное отличие: воздействие окружающей среды может приводить как к позитивным, так и к негативным мутациям, в то время как импульсы семантического давления в силу их антиэнтропийной направленности должны чаще приводить к мутациям благоприятного характера. Остальное сделает естественный отбор: полезные приобретения закрепляются в последующих поколениях, а вредные и неудачные отбраковываются.
В силу аддитивности энтропии синтез генетической информации осуществляется ступенчатым образом и носит иерархический характер. Условие аддитивности (4.15) означает, что с ростом номера иерархической генетической ступени соответствующая величина прироста энтропии Si уменьшается.
|
|
Отсюда следует, что количество генетической информации, необходимой для перехода к все более сложным формам живого, пропорционально уменьшается. По этой причине геном человека, например, отличается от генома шимпанзе всего на несколько процентов. Другим следствием этого фундаментального свойства син-
теза генетической информации является то, что по мере перехода ко все более сложным формам живого естественному отбору требуется все меньше времени для того, чтобы закрепить в популяции полезный признак. Так, самым быстрым из всех известных эволюционных переходов оказалось формирование мозга человека, — несомненно, наиболее сложного и наиболее совершенного биологического приобретения.
Локальное уменьшение энтропии в результате синтеза генетический информации становится возможным потому, что живые существа представляют собой открытые системы, способные обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т.е. энтропией. Можно думать, что всякий раз, когда на какой-нибудь планете создаются условия, соответствующие возникновению жизни, это с необходимостью происходит. Роль триг-герного механизма, запускающего этот процесс, способны выполнить импульсы семантического давления мэона, обеспечивающие на всех последующих этапах прогрессивный характер эволюции.
Рассматриваемая концепция семантического давления и его роли в возникновении и развитии жизни позволяет дать новую интерпретацию старой гипотезе Сванте Аррениуса о космической панспермии. В нашем варианте в роли поступающих из космоса «зародышей» жизни выступают импульсы семантического давления мэона. Следствием этой гипотезы должен быть тот факт, что жизнь, скорее всего, широко распространена во Вселенной. Вероятно, достаточно много должно быть и очагов разумной жизни. Однако ни одного такого очага, несмотря на длительные поиски, до сих пор обнаружить так и не удалось, а проблема еще ждет своего истолкования (см. ч. 5).
Парадокс ноокосмического вакуума покажется еще более удивительным, если учесть, что развитие жизни на нашей планете происходит в строгом соответствии с принципом прогрессивной эволюции, о котором идет речь в этой главе. Продумывая этот вопрос, П. Тейяр де Шарден спрашивал: «что за особая энергия заставляет развиваться Универсум по своей главной оси в менее вероятном направлении все более высоких форм сложности и внутренней сосредоточенности?» [129]. Было бы очень странно, если бы эта энергия, которую мы назвали семантическим давлением, привела к возникновению жизни только на одной крохотной планетке, затерянной в безбрежных пространствах Вселенной.
Суммируя современные представления о возникновении и эволюции жизни, можно назвать три основные концепции:
1. Эволюция есть реализация изначально предшествующей Идеи, осуществление программы божественного творения. У истоков этой концепции стоял Платон.
2. Эволюция обусловлена воздействием факторов окружающей среды на фенотип особи, происшедшие изменения у которой передаются по наследству. Эту точку зрения отстаивал в начале XIX в. Ж. Ламарк, а в советской России Т. Лысенко использовал эти идеи для разгрома отечественной биологической науки.
3. Обусловленные мутациями изменения генетической информации путем естественного отбора передаются по наследству. Это дарвинизм.
Споры между сторонниками эволюционной теории и концепцией творения не закончены. Особую остроту этим спорам во все времена придавало столкновение различных идеологий, а основанием для них служил открытый характер научных теорий.
Незавершенность теоретической биологии и методологические трудности учения Дарвина приводили к попыткам искать ответ на неразгаданные загадки жизни за пределами существующей научной парадигмы. Вот типичное для подобных исканий высказывание одного из основоположников квантовой механики Э. Шредингера, сделанное в его известной книге «Что такое жизнь?» «Мы вправе предполагать, — писал он, — что живая материя подчиняется новому типу физического закона... Новый принцип — это подлинно физический закон: на мой взгляд, он не что иное, как опять-таки принцип квантовой механики». Анализ проблемы жизни методами физики, пишет Шредингер, с необходимостью приводит к выводу о существовании Творца [153].
Коллега Шредингера на ниве создания квантовой механики В. Гейзенберг поставил вопрос: не следует ли, говоря о случайных дарвиновских мутациях, задуматься над понятием «намерение»? «Возможно, что случайность, — пишет он в книге «Часть и целое», — играющая в дарвиновской теории столь важную роль, является чем-то более сложным и тонким, чем кажется на первый взгляд, причем именно потому, что она подчиняется законам квантовой механики» [33].
Более конкретный разбор незавершенности дарвиновской Диады «мутации плюс отбор» принадлежит крупному русскому физику-теоретику Дмитрию Блохинцеву [20]. Известны такие приспособления, пишет он, которые становятся полезными, только достигнув совершенства, а потому не могут возникнуть путем накопления медленных изменений от поколения к поколению.
Так, электрический угорь обладает высоковольтной электрической батареей, ударами тока которой он поражает своих врагов, но сам от них не страдает. Физики могли бы создать подобное устройство, хотя это не так просто. А вот постепенно наращивать электрическое напряжение, для чего годится естественная эволюция, — занятие совершенно пустое: оно не причинит вреда никому, кроме самого «изобретателя». Оба эволюционных приобретения — генератор высоковольтных электрических импульсов и систему защиты самого себя от них — угорь должен был получить одновременно, причем сразу в полном объеме.
Приведем еще один аналогичный пример: бабочка каллима, сложив крылья, приобретает вид и форму сухого листа с прожилками и стебельками и даже с изображением дырочек, которые проедают на листьях личинки жуков. Для чего нужна такая сверхизощренная мимикрия, если ни один враг не в состоянии различить этих тонких художеств?
Жучок-плавунец, убегающий от хищника по поверхности воды, выпускает в его сторону струйку жидкости, уменьшающей поверхностное натяжение. Преследователь проваливается, и охота прекращается. Химикам, чтобы подобрать жидкость с такими свойствами, пришлось бы изрядно потрудиться.
Оценим вероятность случайного возникновения подобных находок эволюции. Если новая генетическая информация содержит N букв, то вероятность ее появления
Р = exp (-N ∙In N). (4.17)
Если, например, N = 20, то Р = 10 -26. Задача облегчается, если учесть аддитивность и иерархичность структуры генетической информации, определяемой формулой (4.16). Но даже и в этом случае речь может идти только о том, что подобный блок генетической информации может возникать лишь как целостная система, причем сразу из какой-то готовой информационной матрицы.
Если не обращаться к идее божественного творения, которая лежит вне пределов научной методологии, то естественным выходом представляется переход от классической дарвиновской диады «мутации + отбор» к синергетической эволюционной триаде «мутации + семантическое давление + отбор». Принятие этой триады позволяет видоизменить концепцию эволюционного процесса.
А сам принцип семантического давления можно рассматривать как третий фундаментальный закон теоретической биологии, о необходимости введения которого в науку говорил Н. Тимофеев-Ресовский. Принятие этого закона означает, что к двум дарвиновским конструкторам биологической эволюции — мутациям и естественному отбору — в качестве третьего добавляется семантическое давление мэона, имеющее антиэнтропийную направленность.
Нельзя исключить, что границы применимости принципа семантического давления лежат далеко за пределами одной только биологической эволюции. Говоря о возможности создания единой физической теории, специалист в области космологии С. Хокинг спрашивает в своей книге «Краткая история времени»: «Почему Вселенная идет на все хлопоты существования? Неужели единая теория так всесильна, что сама является причиной своей реализации? Или ей нужен создатель, а если нужен, то оказывает ли он еще какое-нибудь воздействие на Вселенную? И кто создал его?» [147]. Похоже, у нас есть возможность дать ответ на вопросы Хокинга, предложив на роль этого «создателя» принцип семантического давления и приписав ему универсальный характер. Ведь мэон существует «до» и «независимо» от мира материальной Вселенной!
Глава 4.12