В каждом классе бывают неприятные пропажи ярких ласти-»лш, красивых и удобных ручек, карандашей и т.п. Чтобы младший школьник осознавал свои действия, вовремя остановился, изменил намерения, используется эта сказка (по мотивам <ждзки «Волшебная сметана» / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Ка-раилнснко «Кукольный театр — дошкольникам» М., 1982).
Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на <'обытия, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Чипы кли рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей w* протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них
настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет лица: они бледнеют или краснеют. После сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему «Когда я взял чужое». Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания.
|
|
Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, чю брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением.
После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы «случайно» найдете пропавшие предметы или игрушки
В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно признаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать.
С младшими школьниками, у которых наблюдается клинический вариант клептомании, требуется длительная работа р.инообразными методами, приемами, с привлечением членов семьи, специалистов.
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку», — подумал Волчонок.
Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на гла-
iax Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»
— Нет!
— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики,
|
|
Волчонок заплакал. Это заметил учитель Еж.
— Что случилось? — спросил он.
— Пропало яблоко, — ответили ребята.
— Я его... хотел... маме... подарить... Она очень
любит, — всхлипывал Волчонок.
Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но
еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшеб
ное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в
гюдарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко
съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.
Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг
»а друга.
— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите
поближе, я плохо вижу! У меня хвос^ еще не отва
лился? Это я съел яблоко.
Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисе-•»с«. Они были рады, что он сознался.
А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.
— Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие
сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.
Волчонок простил друга.
На следующий день в Лесной школе на завтрак А»мли оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Ли-сс-нок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
— Это для твоей мамы!
— А ты? — спросил Волчонок.
— Я потерплю, — прошептал Лисенок.
Волчонок положил апельсин в портфель для мамы.
А сюй завтрак разделил поровну. Одну половину «пгльсима взял себе, а вторую отдал другу.
Одиннадцатая сказка. Подарки в денъ рождения
Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эга сказка.
Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.
— А ведь очень полезная вещь для Белочки! —
уговаривал сам себя Лисенок.
— Но ведь это старенькая игрушка! — пытался
отговорить друга Волчонок.
— А дареному коню в зубы не смотрят! — вспом
нил Лисенок известную пословицу.
— Нет, Лисенок, ты не прав! — продолжал возра
жать Волчонок. — Тебе приятно бы было получить
такой подарок?
— Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а
может быть, ей приятно! — отговаривался Лисенок.
— Да, видно у тебя еще остался вирус жадности,
Лисенок!
— А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пыта
юсь, борюсь, но иногда ничего не получается! — огор
чался Лисенок. — А Белочка мечтала о копилке, я
это помню.
— Хорошо, но тогда хоть сделай подарок краси
вым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать
ее новой, — советовал другу Волчонок.
— Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Бе
лочке? — поинтересовался Лисенок.
— А я нарисовал ей картину и смастерил для нее
чудесную рамочку. Вот, посмотри, — похвастался
Волчонок.
— Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный
лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-неви
димо, да не нарисованных, а настоящих! У меня по
дарок лучше! — смеялся Лисенок.
— Я старался очень! И знаю, что Белочка любит
картины! — оправдывался Волчонок.
— Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть,
ей и понравится твой подарок, — успокаивал друга
Лисенок.
— Ой, смотри, кто это к нам идет?! — воскликнул