Транспортными путями в сравнении с потребностью в них

Транспортный комплекс Республики Башкортостан в настоящее время является одним из самых развитых в Российской Федерации. Транспортная система Республики включает все виды транспорта и играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. В значительной степени это обусловлено срединным экономико-географическим положением республики, её транзитной ролью между Востоком и Западом России. По территории республики Башкортостан проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, речные и трубопроводные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом и Сибирью.

Общая протяжённость дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, в Республике Башкортостан составляет около 26585 км, в т.ч. железных - 1457 км, автомобильных – 25128 км, а токже водных путей, пригодных для судоходства – 940 км.

Основу транспортной сети республики составляют железнодорожная сеть, центром которой является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений: Уфа – Самара, Уфа – Ульяновск, Уфа – Челябинск, Уфа – Оренбург, Уфа – Магнитогорск. А также на севере: Казань – Свердловск – Челябинск. Железнодорожные пути транспорта проходят по территории: Туймазинского, Уфимского, Белебеевского, Альшеевского, Иглинского, Салаватского, Архангельского, Гафурийского, Стерлитамакского, Инзерского, Белорецкого, Абзелиловского, Баймакского, Янаульского и Белокатайского лесничеств.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1457 км.

Республика Башкортостан располагает развитой сетью водного транспорта, основными артериями которого являются Реки Кама (40 км) и Белая. Река Белая – составляющая часть единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечивающая доступ к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Белая объединяет сеть судоходных путей общей протяженностью 900 км. Крупные судоходные притоки: Уфа, Сим, Юрюзань. Судоходные пути транспорта проходят по территории Архангельского, Иглинского, Уфимского, Бирского, Дюртюлинского, Янаульского, Аскинского, Караидельского и Нуримановского лесничеств. Важными путями сообщения были 12734 реки (суммарная длина 57366 км), 2720 озёр, в т.ч. 94 водохранилища (площадь зеркала водоемов 427,1 км2), однако в связи с отменой молевого сплава древесины они длятранспортной доступности освоения лесов утратили свое значение (Атлас …2005).

Молевой сплав древесины производился в плотах и на судах по рекам Белая, Уфа и Юрюзань до 1980 г.

Автомобильные дороги представлены дорогами общего пользования федерального значения областного и местного значения, по которым осуществляется связь с соседними регионами.

По территории Республики проходят автомобильные дороги федерального значения: М-5 «Урал» (Москва – Уфа), М-7 «Волга» (Москва – Уфа) и автодорога Уфа – Оренбург, а также Западный обход г. Уфы на участке от Авдона до Подымалово (включенная постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 920 в перечень дорог федерального значения). В связи с передачей в федеральную собственность указанных автомобильных дорог, общая протяженность федеральных дорог в республике увеличилась на 292 км и составляет 778 км.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 ноября 2008 № 410 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан. Согласно данного постановления общая протяженность дорог регионального значения 2950,2 км и межмуниципального значения – 11181,5 км.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 ноября 2008 № 406 «Об утверждении перечня государственного имущества – автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения, передаваемого в муниципальную собственность муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Башкортостан», таковых дорог муниципального значения в республике 10218,4 км.

Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, в лесах лесничеств являются дороги общего пользования и специализированные дороги, построенные лесничествами и лесозаготовителями. Они связывают места заготовки древесины и отдельные лесные кварталы с пунктами вывозки и переработки древесины, лесными посёлками и транзитными путями. Лесовозные дороги в Республике Башкортостан представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием и бетонным колейным покрытием. С лесосек заготовленная древесина вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, лесных посёлках, центральных усадьбах сельхозпредприятий и в соседние области для переработки (Челябинская, Оренбургская и др.).

По состоянию на 1 января 2009 г. в лесничествах имелось 39722 км дорог, втом числе 32449 км автомобильных грунтовых дорог, из них: 24954 км лесохозяйственных, 1395 км лесовозных и общего пользования 6100 км. Сеть путей транспорта явно недостаточна и составляет 6,9 км. на 1000 га земель лесного фонда, в т.ч. густота дорожной сети только лесохозяйственных и лесовозных дорог составляет 4,6 км. на 1000 га.

Удельный вес лесохозяйственных дорог 1-3 типов от общей протяженности дорожной сети составляет 62,8%, а лесовозных - 5,0 %. По типам лесохозяйственных дорог, на дороги 3 типа с шириной проезжей части 3,0 метра приходится 72,8% (таблица 50).

Средняя густота всех видов дорог (кроме железных дорог и зимников) на 1000 га площади лесного фонда составляет 6,9 км. По отдельным лесничествам густота дорог на 1000 га площади лесного фонда колеблется в больших пределах от 1,4 до 17,6 км. По лесным районам республики распределение также не равномерное: в Хвойно-широколиственном районе 8,0 км/1000га, в Лесостепном – 11,9 и в Южно-Уральском – 6,1. В связи со спадом объемов лесозаготовок техническое состояние лесных дорог ухудшилось. Грунтовые дороги требуют улучшения и ремонта. Проезд по ним возможен только в сухое время года, а на отдельных участках только транспортом повышенной проходимости. В ближайшие 3 года необходимо увеличить сеть лесохозяйственных дорог на 3% в труднодоступном южно-уральском и в некоторых лесничествах лесостепного районов.

Наибольшая насыщенность дорогами отмечается в центральных и юго-западных районах, наименьшая – в юго-восточных районах республики. Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Не хватает улучшенных дорог с твёрдым покрытием круглогодового действия. Недостаток улучшенных грунтовых дорог и неравномерность размещения их по территории создаёт большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Работы по ремонту дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения выполнялись лесничествами. Общая протяжённость построенных лесничествами противопожарных дорог на 1 января 2009 г. составляет 175 км и отремонтировано 181 км. Для освоения расчётной лесосеки в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах – 11-14 км. Не менее 30-35 % этих дорог должны иметь твёрдое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (Синицын, 1987). Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10-15 км дорог на 1000 га лесного фонда (Николаюк, 1977). Поэтому в перспективе в лесах необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения и лесовозных с твёрдым покрытием. В первую очередь строительство сети дорог проектируется в зоне интенсивного освоения лесов (272 км на 2009-211 гг.), где крайне низкая обеспеченность дорожной сетью.

Таблица 58


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: