В дилерской деятельности Росагроснаба основу составляют договорные отношения между:
• генеральный дилер — изготовитель (поставщик);
• генеральный дилер — агроснаб-дилер;
• генеральный дилер — покупатель;
• агроснаб-дилер — изготовитель (поставщик);
• агроснаб-дилер — покупатель.
При организации договорнойрботы Росагроснаб руководствуется следующими принципами:
• поставщиком продукции должен быть завод-изготовитель, а не посредник;
• договоры должны быть долговременными (до 5 лет), с ежегодной пролонгацией и обновлением прилагаемой к договору спецификации;
• взаимное уважение между партнерами, единство целей и взглядов: забота о потребителе, получение прибыли, совместная работа на перспективу, совершенствование взаимоотношений сторон и т. д.;
• согласование единых правил во взаимоотношениях всех участников дилерской деятельности (Росагроснаб — изготовитель — агроснабы-дилеры — покупатели).
При заключении генерального дилерского договора с изготовителем (поставщиком) Росагроснаб берет на себя обязательства по рекламе машиностроительной продукции, изучению платежеспособного спроса и формированию заявок, принимает на себя ответственность за организацию предпродажного и гарантийного обслуживания техники, ее реализацию и сбор информации по качеству.
В свою очередь, изготовителю предъявляются требования по своевременной отгрузке качественной и полнокомплектной продукции, по предоставлению скидок с цены на организацию сервиса, а также в зависимости от сезонности, по форме оплаты и количеству продаж. Изготовитель также принимает на себя обязательства по оперативному устранению последствий отказов машин в гарантийный период эксплуатации, замене бракованных изделий, по оказанию помощи в организации предпродажного и гарантийного обслуживания техники.
Между генеральным дилером - Росагроснабом и региональным агроснабом заключается договор на организацию предпродажного и гарантийного обслуживания техники.
Согласно этому договору Росагроснаб обязуется оказывать методическую и практическую помощь агроснабу-дилеру в организации и развитии центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники, в поставках технологического оборудования и документации, в обучении специалистов, в работе по устранению последствий отказов машин в части ее координации с заводами-изготовителями.
Решение вопросов, которые возникают в процессе дилерской деятельности, осуществляется на основании дополнительных соглашений к основным договорам, подписанных договаривающимися сторонами.
Техническая политика агроснаба-дилера базируется на его взаимоотношениях с изготовителем, который поставляет машиностроительную продукцию по разнарядке генерального дилера или по отдельному договору между дилером и заводом-изготовителем.
Обычно предусматривается, что агроснабы из года в год будут наращивать объемы продаж, которые определяются ежегодно дополнительным соглашением (спецификацией) к основному договору.
Договоры могут быть расторгнуты сторонами по письменному заявлению одной из них. Обычно это случается в случае грубого нарушения условий поставок и сервиса машиностроительной продукции, резкого изменения ценовой политики поставщиком в сторону увеличения цен, снижения качества продукции и т. д.
Обязательства дилера по рекламе также указываются в договоре, однако, основные рекламные материалы агроснабу-ди-леру предоставляет изготовитель.
Изготовители должны обеспечивать дилеров, кроме рекламной продукции, руководствами по эксплуатации техники, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту, каталогами запасных частей, оборудования, приспособлений и специального инструмента и другими материалами, обеспечивающими успех продаж своей продукции.
Во всем мире главная задача изготовителей заключается в удачном выборе дилеров. Они понимают, что дилер — это не только коммерческое звено, связывающее поставщика с покупателями. От его деятельности зависит правильность эксплуатации, а значит и эффективность машин — основные гарантии привлечения покупателей и увеличения объемов продаж.