Дилерская деятельность за рубежом

Изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой показало, что главным посредническим звеном между фир­мами-изготовителями новой техники для сельского хозяй­ства и сельхозтоваропроизводителями являются дилерские предприятия.

Дилерские предприятия — это торгово-коммерческие пред­приятия, которые по контракту с одной или несколькими фир­мами по производству сельскохозяйственной техники и обору­дования осуществляют реализацию новой, а также подержан­ной техники на село, проводят ее техническое обслуживание и обеспечение запасными частями как в гарантийный, так и пос­легарантийный периоды эксплуатации.

Для организации рекламы, изучения рынка сбыта, покры­тия издержек по доставке, хранению и реализации дилеры по­лучают скидку от цены реализации машины. Так, от фирмы «Джон Дир» дилеры получают скидку в размере 23 % от цены реализации машин и 35 % — от цены запасных частей. Такая скидка позволяет возместить все издержки и получать прибыль.

В Германии получают до 8—10 различных видов скидок, общий размер которых достигает 40 % от цены машины. Ос­новная ценовая скидка за обслуживание машины в гарантий­ный период составляет 20 %, кроме того, скидка за реализацию новой машины — 5 %, за реализацию морально устаревшей ма­шины тоже 5 %, если привлекается к реализации еще и субди­лер, дается дополнительно — 3 %, за реализацию партии машин

дополнительно — скидка составляет от 1 до 7 %, при предопла­те скидка составляет еще 2 % и т. д.

Изготовитель или фирма через дилера гарантирует качество техники в целом, включая комплектующие изделия и состав­ные части, и возмещает издержки дилеру на покрытие расхо­дов по регламенту обслуживания и ремонта в гарантийный срок.

Изготовитель обеспечивает параметры техники и их стабиль­ность в гарантийный период, установленный в паспорте и со­ответствующих стандартах и технических условиях или по со­глашению с потребителем. Он обязан обеспечить выпуск за­пасных частей, а также специального оборудования и норма­тивно-технической документации для ремонта и технического обслуживания проводимой техники в течение всего срока его производства и в течение 10 лет после снятия с производства.

Взаимоотношения дилера с потребителем техники и заказ­чиком услуг по техническому сервису техники устанавливают­ся и регулируются контрактами.

Дилер несет перед сельскохозяйственным товаропроизводи­телем ответственность за комплектность и качество реализуемой техники, предпродажное, гарантийное и послегарантийное ее обслуживание, обеспечение запасными частями и материалами.

Таким образом, решение вопроса о высокой эксплуатаци­онной надежности сельскохозяйственной техники и оборудо­вания лежит в основе формирования развитой, хорошо осна­щенной средствами технического обслуживания и современ­ной информационной сетью дилерской системы.

Дилерская деятельность представляет собой понятие, вклю­чающее многочисленные виды услуг и, в частности, доставку товара потребителю, предпродажную подготовку и продажу тех­ники, реализацию запчастей, техническое обслуживание и ре­монт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, ремонт и продажу подержанной техники, лизин­говые операции, прокат машин, обучение кадров, выполнение механизированных работ и иных разнообразных услуг для кре­стьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных про­изводителей и предприятий по переработке.

Значительное возрастание мощностей, производительнос­ти, габаритов сельхозтехники, внедрение автоматики и элект­роники существенно повышает требования к ее техническому обслуживанию (ТО). Изготовители стремятся обеспечить вы­сокую оперативность и квалифицированное техническое об­служивание.

Организация продаж, ТО сельхозтехники и обеспечение ее запчастями в конкретной стране зависят от уровня развития сельского хозяйства, особенностей возделывания культур, кли­матических и других условий.

Наиболее распространенной за рубежом (особенно в США) является дилерская форма организации технического сервиса. Дилеры продают машины фермерам, обслуживают и ремонти­руют их, поставляют запчасти, сдают машины в аренду и про­кат, обучают фермеров и оказывают другие виды услуг.

В Западной Европе система атросервиса несколько отлича­ется от дилерской в США. Так, в Германии, Дании, Бельгии широко развита сеть малых предприятий, а также организаций кооперативного типа по продаже и обслуживанию сельхозтех­ники. На федеральном уровне они часто образуют кооператив­ные объединения, которые, в свою очередь, являются членами объединения предприятий по продаже и обслуживанию техни­ки. Имеются и семейные из 5—7 человек дилеры, но они, как правило, финансово не устойчивы и ведут свою деятельность не ради увеличения прибыли, а в целях существования. Объе­мы продаж и услуг у них небольшие и они часто становятся банкротами.

Тракторы и сельхозмашины поступают от фирмы или к ге­неральному агенту, или в филиал этой фирмы, или в акционер­ную компанию, которые передают их дилеру или субдилеру для продажи.

Иностранные фирмы уделяют вопросам технического об­служивания не меньше внимания, чем производству машин. Качество ТО в значительной мере определяет размер сбыта.

Представители фирмы «Джон Дир» считают, что без орга­низации техобслуживания можно продать либо антикварное изделие, либо только одну машину. А для продажи второй ма­шины потребуется, чтобы работы по организации ее ТО нача­лись задолго до того, как первая сойдет с конвейера.

Одновременно с разработкой новой модели готовится и издается вся необходимая документация по техническому об­служиванию, специальные приборы, инструменты и приспо­собления.

Фирма заблаговременно организует обучение правилам те­хобслуживания новой машины руководителей технических служб, генеральных агентов, инструкторов, наиболее крупных дилеров, механиков.

Фирмы организуют сеть предприятий по ремонту своих машин, узлов и агрегатов.

Фирмы «Берлие» (ВегИе1) и «Перкинс» организовали ремонт двигателей на специализированных заводах в Европе, а фирма «Катерпиллер» — централизованный ремонт двигателей в США,Канаде, Мексике, странах Латинской Америки. Специализи­рованные заводы фирмы «Бош» ремонтируют топливную аппа­ратуру, электрооборудование и гидрооборудование. Фирма «Лу­кас» организовала ремонт электрооборудования и топливной аппаратуры. Гарантия на изделие, вышедшее из ремонта, мо­жет быть такой же, как на новые изделия, или даже выше.

По данным национальной ассоциации дилеров тракторных запчастей, в США насчитывается около 500 предприятий и пун­ктов по восстановлению и реализации деталей, узлов и агрега­тов сельскохозяйственной техники. Цены на восстановленные детали и узлы составляют около 60 % от цен на новые.

Организует продажу, техническое обслуживание сельхозтех­ники, обеспечивает ее запчастями, проводит рекламные мероп­риятия генеральный агент.

Генеральный агент снабжает дилеров специализированным оборудованием для ТО и ремонта. Имеет центральные мастер­ские, где проводится техническое обслуживание и ремонт топ­ливной аппаратуры и электрооборудования.

Через своих инструкторов генеральный агент регулярно про­веряет качество выполняемых работ по ТО дилером, проверяет наличие запчастей, состояние мастерской дилера.

В соответствии с договором с генеральным агентом дилер приобретает у него машины, продает их покупателям, обеспе­чивает необходимым техобслуживанием и ремонтом, а также обеспечивает покупателя запчастями, обучает владельца маши­ны правилам ее эксплуатации.

Дилеры юридически и экономически самостоятельны. Вза­имоотношения с одной или несколькими компаниями оформ­ляются контрактами (договорами).

Схема и структура организации технического обслужива­ния тракторов и сельхозмашин обычно не зависят от величины фирмы, уровня производства и продаж. В своей основе она одинакова для таких крупных фирм, как «Джон Дир», «Кейс», «Рено», и таких небольших, как «Крамер». Отличие заключает­ся прежде всего в количестве дилеров и их технической осна­щенности.

Дилер прогнозирует потребность в технике в зоне своей деятельности на два-три года, учитывая накопленный опыт ре­ализации ее в данном районе, финансовое состояние ферме­ров. Предварительные заявки на поставку техники подаются дилерами заблаговременно.

Фирма (генеральный агент) продает технику со скидкой (ди­леру) от розничной цены по прейскуранту 10—30 % в зависи­мости от спроса.

Дилер оплачивает технику в течение 6—18 месяцев с момента ее поставки (в зависимости от вща). Экономическая заинтере­сованность регулируется фирмой через периодически пересмат­риваемые цены на машины и допустимый процент их сниже­ния, то есть размер скидки. Скидш дилерам на запчасти дости­гают 30—35 % от уровня рекомендуемых розничных цен. Сред­ний дилер обслуживает около ШОО тракторов в радиусе 50—70 км. Дилер, реализующий новую технику, несет ответственность перед фирмой-продуцентом за гарантийное обслуживание.

В системе сбыта сельскохозяйственных машин в США идут интенсивные процессы концентрации. В 40-х годах на террито­рии США находилось 35 тысяч дилерских пунктов, а к концу 80-х годов их число снизилось до 8 тысяч. Главным фактором этого процесса явились сокращение общего числа ферм, посто­янное увеличение объема продаж в расчете на каждый сбытовой центр, ухудшение рыночной конъюнктуры и изменение взаимо­отношений между производителями техники и дилерами, по­влекшее за собой ликвидацию убыточных сбытовых подразделе­ний, неспособных реализовать крупные объемы продукции.

Наряду с продажей новой техники дилеры осуществляют торговлю подержанной техникой.

Один из методов сбыта сельхозтехники — организация ее проката с оператором, работающим на этой технике, или без него, как на короткий, так и длительный срок. При краткос­рочном прокате фермер нанимает технику на полдня или бо­лее, стоимость проката зависит ог вида машины и произведен­ной работы. При желании фермер может оставить работающую технику у себя, тогда 80—85 % платы за прокат будет зачислено в счет платы за покупаемую машину.

Перспективным является и развитие долгосрочного прока­та, или лизинга, когда дилер предоставляет технику фермеру, который платит деньги лизинговой фирме, а та компенсирует их дилеру.

Среди факторов, определяющих целесообразность приоб­ретения сельскохозяйственной техники за наличные деньги или через лизинг, важную роль играет налогообложение. Измене­ния в налоговом законодательстве существенно изменили си­туацию в отношении сельскохозяйственного лизинга. Реализа­ция техники при помощи лизинга значительно увеличилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: