Основу материально-технической базы агроснаба-дилера составляет центр предпродажного и гарантийного обслуживания техники (ЦПГО), который включает:
• подъездные пути и механизированные площадки для разгрузки-погрузки машин;
• площади и ангары для хранения техники;
• передвижные ремонтно-диагностические мастерские;
• склад (участок склада) запасных частей для гарантийного обслуживания машин;
• демонстрационная площадка (ангар) для собранных и обкатанных машин;
• площадка для технологической настройки сельхозмашин;
• учебный класс.
ЦПГО предназначен для предоставления сельскому товаропроизводителю комплекса сервисных услуг на различных этапах жизненного цикла техники.
Основными задачами ЦПГО являются:
• определение потребности в машинах и запасных частях;
• обучение кадров приемам управления машиной, технического обслуживания и правилам безопасности работы;
• получение и доставка машин на пост приемки цеха предпродажного и гарантийного обслуживания;
|
|
• проведение входного контроля машин на соответствие требованиям нормативной документации;
• обеспечение поставки потребителю комплектных, технически исправных и подготовленных к эксплуатации машин;
• обеспечение работоспособности машин в гарантийный период;
• снабжение потребителя запасными частями и эксплуатационными материалами;
• подготовка предложений предприятиям-изготовителям по совершенствованию конструкций поставляемых машин и повышению их качества на основе анализа технического состояния техники в гарантийный период эксплуатации;
• восстановление работоспособности машин за пределами гарантийного периода по потребностям клиента;
• модернизация машин;
• утилизация отслуживших свой срок машин.
Центр должен располагать стационарными и передвижными техническими средствами для предпродажного, планового и гарантийного обслуживания машин. В состав этих средств также входит оборудование для обслуживания техники при хранении.
Подъездные пути могут быть железнодорожные и автомобильные.
Как правило, они подходят к разгрузочно-погрузочной эстакаде с твердым покрытием, которая находится (примыкает) к складскому помещению или является открытой площадкой, переходящей в площади хранения техники и других материально-технических ресурсов.
Участок разгрузки-погрузки машин оснащается стационарными (мостовой кран) и передвижными (автокран, авто- или электрокары, оснастка, инструмент и приспособления) техническими средствами.
Площади для хранения техники бывают открытые и закрытые. И те и другие с твердым покрытием, с размеченными участками и обозначениями видов техники. На этих площадях также устанавливаются стеллажи для временного хранения составных частей машин.
|
|
Для хранения резервного фонда запасных частей, узлов и агрегатов, снятых с новых машин для хранения, в состав центра входит отдельный склад или выделяется участок в действующем складе запасных частей.
Машины, которым проведено предпродажное обслуживание, устанавливаются на площадку хранения, а по одной единице представляются на демонстрационной площадке, выделенной в зоне хранения техники или в специально оборудованном ангаре — выставочном зале — в рекламных целях.
В состав центра включается учебный класс, который предназначен для изучения новой техники, технологии предпродажного и планового обслуживания, а также для обучения и инструктажей специалистов и механизаторов хозяйств-покупателей техники.
Агроснаб-дилер организует техническую учебу не только в своем учебном классе. Такая учеба может быть организована в местном техническом учебном заведении, у изготовителя, в РТП и т. д. Но в любом случае свой учебный класс в составе центра предпродажного и гарантийного обслуживания техники должен быть.
Цех предпродажного и гарантийного обслуживания техники является головной производственной единицей центра, организуется на базе бывшего цеха досборки машин и отличается
от него тем, что ему придаются передвижные средства технического обслуживания и ремонта, а значит, функции его значительно расширяются.
Как правило, эти цехи типовые, построены еще в советское время. К сожалению, из-за низкой загрузки их количество с каждым годом уменьшается, но все еще остается достаточным для того, чтобы обеспечить предпродажный сервис реализуемых машин на высоком уровне.
В связи с тем, что программой центра предусмотрено предпродажное и гарантийное обслуживание большой номенклатуры машин (многофункциональный центр) в основу технологического процесса заложен метод организации унифицированных рабочих постов, оснащенных необходимым оборудованием, приборами и инструментом.
Мощность цеха й зона его обслуживания зависят от зональных условий сельскохозяйственного производства, структуры и количества получаемых машин. Мощность цеха характеризуется количеством обслуживаемых машин в год. За условную машину принимается машина с оперативной трудоемкостью предпродажного обслуживания 20 чел.-ч.
В этой связи имеются три основных варианта технологических планировок с рекомендуемой номенклатурой оборудования, приборов и инструмента в зависимости от производственной мощности цеха: для районного уровня на 500 условных машин, для регионального на 1000 машин.
В настоящее время, в связи с резким снижением поставок техники агрокомплексу, эти мощности выглядят гигантскими. Естественно, что их загрузка не превышает 15 %, и это вызывает большие сложности организационного и экономического характера.
Содержать постоянный штат работников, не обеспеченных работой, а значит и заработной платой, нецелесообразно, обеспечивать цех сложным и в то же время необходимым технологическим оборудованием экономически накладно.
И, тем не менее, агроснабы, понимая важность предпродажного и гарантийного обслуживания техники, идут на эти издержки, изыскивая оптимальные решения в организации производственных процессов.
Например, содержат «плавающий» штат рабочих: обучают предпродажному обслуживанию карщиков, грузчиков, рабочих других специальностей и привлекают их к работе в цехе в напряженные периоды.
Постоянными рабочими в цехе являются станочники, регулировщики, электронщики, сварщики и аккумуляторщики, которые, в свою очередь, используются в свободное, из-за отсутствия основной работы, время на других работах.
|
|
Рациональные подходы применяются и при комплектовании технологическим оборудованием, например, чаще приобретаются универсальные и не дорогие диагностические приборы, изыскиваются заказы на их использование от сторонних организаций.
Таким образом, рекомендуемые планировки и состав оборудования цехов не являются догмой, из них следует выбирать самые рациональные сочетания, обеспечивающие выполнение технологических процессов.
Возглавляет цех — начальник, его заместителем является механик по гарантийному обслуживанию техники. Штат рабочих формируется по принципу, изложенному выше.
Для технического обслуживания и устранения неисправностей машин в полевых условиях необходимо иметь в составе центра предпродажного и гарантийного обслуживания следующие передвижные технические средства:
• агрегат технического обслуживания АТО-9994-ГОСНИТИ;
• механизированный заправочный агрегат ОЗ-1634-ГОСНИТИ;
• передвижную ремонтно-диагностическую мастерскую типа КИ-2835 ГОСНИТИ на базе автомобилей УАЗ или ГАЗ (комплектация произвольная, по потребности).
Рациональное распределение и обоснованное установление номенклатуры ремонтно-обслуживающих работ, выполняемых в ЦПГО и специализированных сервисных предприятиях, является критерием эффективности производственной деятельности этих предприятий. От технически обоснованного решения этой задачи непосредственно зависят объемы потребности сервисных предприятий в технологическом оборудовании, эффективности его использования, качество и оперативность выполнения услуг по техническому сервису, уровень технической готовности и затраты на поддержание сельскохозяйственной техники в работоспособном состоянии.
При принятии решения о создании в структуре ЦПГО специализированного цеха предпродажного и гарантийного обслуживания перед инженерно-техническим персоналом возникает необходимость технико-экономической оценки целесообразности оснащения производственной базы теми или иными видами ремонтно-технологического оборудования (РТО), которое позволяло бы осуществить процессы производства с наибольшей эффективностью. Установлено, что применяемое РТО, вследствие переноса амортизационных отчислений от стоимости и эксплуатационных расходов по его содержанию на продукт труда, оказывает значительное влияние на себестоимость производимой продукции (услуг). В связи с этим одной из задач при технологической подготовке цеха предпродажного и гарантийного обслуживания является установление экономически эффективной степени его технического оснащения.
|
|
Для достижения поставленной задачи необходимо, в первую очередь, обосновать факторы, влияющие на потребность в средствах технологического оснащения (СТО), основными из которых являются:
• установление номенклатуры и объемов ремонтно-обслуживающих работ, планируемых к выполнению в цехах;
• количество техники, реализуемой базой материально-технического обеспечения МТО;
• потенциальное количество техники, находящейся в эксплуатации в радиусе производственной деятельности базы МТО;
• структура функционирующей ремонтно-обслуживающей базы (РОБ).
Каждый из приведенных факторов по-разному оказывает влияние на потребности в СТО. Так, виды выполняемых работ обусловливают номенклатурную потребность в оборудовании, от объемов выполняемых работ зависит количество необходимого однотипного оборудования, а структура РОБ предопределяет экономическую целесообразность кооперации работ между исполнителями услуг по техническому сервису в административном районе. В этой связи для цехов в качестве основного критерия, позволяющего обоснованно определить потребность в СТО, рекомендуется использовать критерий целесообразности внутрирайонного кооперирования ремоншо-обслуживающих работ.
С учетом изложенного, экономическая целесообразность централизованного выполнения определенных видов ремонтно-обслуживающих работ в цехах устанавливается путем сопоставления двух альтернативных видов издержек — потерь от недогрузки СТО, применяемых при выполнении определенных видов работ в цехах с затратами на транспортирование объектов технического обслуживания и ремонта (ТОР), и потерями от простоев техники, возникающими при условии выполнения этих видов работ в специализированном сервисном предприятии.
Годовые затраты на содержание СТО характеризуют величину переноса их стоимости на производимую продукцию (услуги). При этом различают удельные фактические и удельные номинальные годовые затраты на содержание СТО. Удельные фактические затраты характеризуют часть годовых затрат, приходящуюся на единицу рабочего времени, на одну обслуживаемую машину или на единицу трудоемкости процесса ТОР при фактической загрузке СТО в течение года, и определяются по формуле:
(5.1)
где 𝛼 — суммарный процент амортизации СТО на реновацию, %;
Цо — балансовая стоимость СТО, руб.;
Зз — сумма текущих годовых затрат на эксплуатацию СТО, не
зависящих от степени их загрузки, руб.;
Тф — фактический годовой объем работы СТО, ч.
Величина Зз включает в себя ежегодные затраты на обслуживание СТО, затраты на проверку приборов, затраты на используемые материалы и т. д.
Удельные номинальные затраты характеризуют часть годовых затрат, приходящуюся на единицу рабочего времени, на одну обслуживаемую машину или на единицу трудоемкости процесса ТОР при условии полной нормативной загрузки СТО и определяются по формуле:
(5.2)
где Тн= Тг- Ктц— номинальный годовой фонд времени работы СТО, ч;
Тг — календарный годовой фонд времени работы СТО, ч;
Ктц — коэффициент технического использования СТО.
Разность между фактическими и номинальными удельными годовыми затратами на содержание СТО, умноженная на их фактическую годовую загрузку в соответствующих единицах измерения, составляет величину годовых потерь от недогрузки СТО:
(5.3)
Подставляя значения удельных фактических и удельных номинальных годовых затрат в выражение (5.3), получим:
(5.4)
при условии Тф< Тн.
Второй сомножитель в скобках левой части полученного равенства (5.4) представляет собой уровень недогрузки СТО.
С учетом затрат на транспортирование и потерь от простоев машин критерий целесообразности централизованного выполнения работ определяется на основе решения неравенства:
(5.5)
где Зтр — суммарные затраты на транспортирование объектов ТОР (готовой продукции), руб.;
Пп — суммарные потери от простоя техники, руб.
Величина затрат на транспортирование объектов ТОР (готовой продукции) определяется по формуле:
(5.6)
где R— расстояние от цеха базы МТО до специализированного сервисного предприятия, км;
т — количество машин, реализуемых базой МТО и находящихся в эксплуатации в радиусе ее производственной деятельности, шт.;
п — среднее число заявок на определенный вид ремонтно-обслуживающих воздействий от одной единицы сельскохозяйственной техники в год;
Ск — стоимость 1 км пробега транспортного средства, доставляющего ремонтный фонд (готовую продукцию), руб./км.
Суммарная величина потерь от простоя машин определяется по формуле:
(5.7)
где V — средняя скорость транспортного средства, доставляющего объекты ТОР (готовую продукцию), км/ч;
Сч — средневзвешенная стоимостз. 1 ч простоя машин, руб./ч.
Затраты на содержание резерва обменного фонда узлов и агрегатов машин с целью предогвращения простоев машин определяются по формуле:
Зо.ф=а·Цо.ф.·Н, (5.8)
где а - суммарный процент амортизационных отчислений на полное восстановление резервируемых составных частей машин, %;
Цоф — средняя по маркам машин стоимость единицы резервируемого обменного фонда, руб.;
Н — число единиц обменного фонда составных частей машин.
Потребность в обменном фонде (Н) с учетом случайных колебаний распределения отказов составных частей, подлежащих резервированию, во времени определяется по формуле:
(5.9)
где — квантиль нормального распределения отказов составных частей при вероятности, равной 0,97.
Таким образом, с учетом выражений (5.4) и (5.9) экономический критерий целесообразности централизованного выполнения работ в условиях цеха предпродажного и гарантийного обслуживания представляется в виде неравенств:
(5.10)
с учетом непосредственно потерь от простоя машин и с учетом затрат на содержание резерва фонда запасных частей:
(5.11)
В данном неравенстве величина () обозначает фактическое число физических машин, реализуемых базой МТО и находящихся в зоне ее производственной деятельности, а величина (л) учитывает средневзвешенное число заявок на ремонтно-обслуживающие воздействия от всего парка машин в расчете на один списочный трактор. Величина () выражает максимальное число объектов ТОР, которые может обслуживать конкретное рабочее место в цехе при полной загрузке оборудования.
Если приравнять правые и левые части неравенств (5.10) и (5.11) и решить полученные уравнения относительно (К), получим максимальное расстояние от цеха до специализированного сервисного предприятия, при превышении которого целесообразно кооперирование ремонтно-обслужива-ющих работ:
(5.12)
и
(5.13)
Расчет максимального расстояния по уравнениям (5.12) и (5.13) осуществляется по каждому конкретному виду ремонта и обслуживания отдельно, начиная с наиболее фондоемких из них.