Центр предпродажного и гарантийного обслуживания

Основу материально-технической базы агроснаба-дилера составляет центр предпродажного и гарантийного обслужива­ния техники (ЦПГО), который включает:

• подъездные пути и механизированные площадки для раз­грузки-погрузки машин;

• площади и ангары для хранения техники;

• передвижные ремонтно-диагностические мастерские;

• склад (участок склада) запасных частей для гарантийного обслуживания машин;

• демонстрационная площадка (ангар) для собранных и об­катанных машин;

• площадка для технологической настройки сельхозмашин;

• учебный класс.

ЦПГО предназначен для предоставления сельскому товаро­производителю комплекса сервисных услуг на различных эта­пах жизненного цикла техники.

Основными задачами ЦПГО являются:

• определение потребности в машинах и запасных частях;

• обучение кадров приемам управления машиной, техни­ческого обслуживания и правилам безопасности работы;

• получение и доставка машин на пост приемки цеха пред­продажного и гарантийного обслуживания;

• проведение входного контроля машин на соответствие тре­бованиям нормативной документации;

• обеспечение поставки потребителю комплектных, техни­чески исправных и подготовленных к эксплуатации машин;

• обеспечение работоспособности машин в гарантийный пе­риод;

• снабжение потребителя запасными частями и эксплуата­ционными материалами;

• подготовка предложений предприятиям-изготовителям по совершенствованию конструкций поставляемых машин и по­вышению их качества на основе анализа технического состоя­ния техники в гарантийный период эксплуатации;

• восстановление работоспособности машин за пределами гарантийного периода по потребностям клиента;

• модернизация машин;

• утилизация отслуживших свой срок машин.

Центр должен располагать стационарными и передвижными техническими средствами для предпродажного, планового и га­рантийного обслуживания машин. В состав этих средств также входит оборудование для обслуживания техники при хранении.

Подъездные пути могут быть железнодорожные и автомо­бильные.

Как правило, они подходят к разгрузочно-погрузочной эс­такаде с твердым покрытием, которая находится (примыкает) к складскому помещению или является открытой площадкой, переходящей в площади хранения техники и других материаль­но-технических ресурсов.

Участок разгрузки-погрузки машин оснащается стационар­ными (мостовой кран) и передвижными (автокран, авто- или электрокары, оснастка, инструмент и приспособления) техни­ческими средствами.

Площади для хранения техники бывают открытые и закры­тые. И те и другие с твердым покрытием, с размеченными уча­стками и обозначениями видов техники. На этих площадях также устанавливаются стеллажи для временного хранения составных частей машин.

Для хранения резервного фонда запасных частей, узлов и агрегатов, снятых с новых машин для хранения, в состав цент­ра входит отдельный склад или выделяется участок в действую­щем складе запасных частей.

Машины, которым проведено предпродажное обслужива­ние, устанавливаются на площадку хранения, а по одной еди­нице представляются на демонстрационной площадке, выде­ленной в зоне хранения техники или в специально оборудован­ном ангаре — выставочном зале — в рекламных целях.

В состав центра включается учебный класс, который пред­назначен для изучения новой техники, технологии предпро­дажного и планового обслуживания, а также для обучения и инструктажей специалистов и механизаторов хозяйств-покупа­телей техники.

Агроснаб-дилер организует техническую учебу не только в сво­ем учебном классе. Такая учеба может быть организована в мест­ном техническом учебном заведении, у изготовителя, в РТП и т. д. Но в любом случае свой учебный класс в составе центра предпро­дажного и гарантийного обслуживания техники должен быть.

Цех предпродажного и гарантийного обслуживания техни­ки является головной производственной единицей центра, орга­низуется на базе бывшего цеха досборки машин и отличается

от него тем, что ему придаются передвижные средства техни­ческого обслуживания и ремонта, а значит, функции его зна­чительно расширяются.

Как правило, эти цехи типовые, построены еще в советское время. К сожалению, из-за низкой загрузки их количество с каждым годом уменьшается, но все еще остается достаточным для того, чтобы обеспечить предпродажный сервис реализуе­мых машин на высоком уровне.

В связи с тем, что программой центра предусмотрено пред­продажное и гарантийное обслуживание большой номенклату­ры машин (многофункциональный центр) в основу технологи­ческого процесса заложен метод организации унифицирован­ных рабочих постов, оснащенных необходимым оборудовани­ем, приборами и инструментом.

Мощность цеха й зона его обслуживания зависят от зональ­ных условий сельскохозяйственного производства, структуры и количества получаемых машин. Мощность цеха характеризу­ется количеством обслуживаемых машин в год. За условную машину принимается машина с оперативной трудоемкостью предпродажного обслуживания 20 чел.-ч.

В этой связи имеются три основных варианта технологи­ческих планировок с рекомендуемой номенклатурой оборудо­вания, приборов и инструмента в зависимости от производ­ственной мощности цеха: для районного уровня на 500 услов­ных машин, для регионального на 1000 машин.

В настоящее время, в связи с резким снижением поставок техники агрокомплексу, эти мощности выглядят гигантски­ми. Естественно, что их загрузка не превышает 15 %, и это вызывает большие сложности организационного и экономи­ческого характера.

Содержать постоянный штат работников, не обеспеченных работой, а значит и заработной платой, нецелесообразно, обес­печивать цех сложным и в то же время необходимым техноло­гическим оборудованием экономически накладно.

И, тем не менее, агроснабы, понимая важность предпро­дажного и гарантийного обслуживания техники, идут на эти издержки, изыскивая оптимальные решения в организации производственных процессов.

Например, содержат «плавающий» штат рабочих: обучают предпродажному обслуживанию карщиков, грузчиков, рабочих других специальностей и привлекают их к работе в цехе в на­пряженные периоды.

Постоянными рабочими в цехе являются станочники, регу­лировщики, электронщики, сварщики и аккумуляторщики, которые, в свою очередь, используются в свободное, из-за от­сутствия основной работы, время на других работах.

Рациональные подходы применяются и при комплектова­нии технологическим оборудованием, например, чаще приоб­ретаются универсальные и не дорогие диагностические прибо­ры, изыскиваются заказы на их использование от сторонних организаций.

Таким образом, рекомендуемые планировки и состав обо­рудования цехов не являются догмой, из них следует выбирать самые рациональные сочетания, обеспечивающие выполнение технологических процессов.

Возглавляет цех — начальник, его заместителем является механик по гарантийному обслуживанию техники. Штат рабо­чих формируется по принципу, изложенному выше.

Для технического обслуживания и устранения неисправно­стей машин в полевых условиях необходимо иметь в составе центра предпродажного и гарантийного обслуживания следую­щие передвижные технические средства:

• агрегат технического обслуживания АТО-9994-ГОСНИТИ;

• механизированный заправочный агрегат ОЗ-1634-ГОСНИТИ;

• передвижную ремонтно-диагностическую мастерскую типа КИ-2835 ГОСНИТИ на базе автомобилей УАЗ или ГАЗ (комп­лектация произвольная, по потребности).

Рациональное распределение и обоснованное установление номенклатуры ремонтно-обслуживающих работ, выполняемых в ЦПГО и специализированных сервисных предприятиях, яв­ляется критерием эффективности производственной деятель­ности этих предприятий. От технически обоснованного реше­ния этой задачи непосредственно зависят объемы потребности сервисных предприятий в технологическом оборудовании, эф­фективности его использования, качество и оперативность вы­полнения услуг по техническому сервису, уровень технической готовности и затраты на поддержание сельскохозяйственной тех­ники в работоспособном состоянии.

При принятии решения о создании в структуре ЦПГО спе­циализированного цеха предпродажного и гарантийного обслу­живания перед инженерно-техническим персоналом возникает необходимость технико-экономической оценки целесообразно­сти оснащения производственной базы теми или иными вида­ми ремонтно-технологического оборудования (РТО), которое позволяло бы осуществить процессы производства с наиболь­шей эффективностью. Установлено, что применяемое РТО, вследствие переноса амортизационных отчислений от стоимо­сти и эксплуатационных расходов по его содержанию на про­дукт труда, оказывает значительное влияние на себестоимость производимой продукции (услуг). В связи с этим одной из за­дач при технологической подготовке цеха предпродажного и гарантийного обслуживания является установление экономи­чески эффективной степени его технического оснащения.

Для достижения поставленной задачи необходимо, в пер­вую очередь, обосновать факторы, влияющие на потребность в средствах технологического оснащения (СТО), основными из которых являются:

• установление номенклатуры и объемов ремонтно-обслу­живающих работ, планируемых к выполнению в цехах;

• количество техники, реализуемой базой материально-тех­нического обеспечения МТО;

• потенциальное количество техники, находящейся в эксп­луатации в радиусе производственной деятельности базы МТО;

• структура функционирующей ремонтно-обслуживающей базы (РОБ).

Каждый из приведенных факторов по-разному оказывает влияние на потребности в СТО. Так, виды выполняемых работ обусловливают номенклатурную потребность в оборудовании, от объемов выполняемых работ зависит количество необходимого однотипного оборудования, а структура РОБ предопределяет эко­номическую целесообразность кооперации работ между испол­нителями услуг по техническому сервису в административном районе. В этой связи для цехов в качестве основного критерия, позволяющего обоснованно определить потребность в СТО, ре­комендуется использовать критерий целесообразности внутри­районного кооперирования ремоншо-обслуживающих работ.

С учетом изложенного, экономическая целесообразность цен­трализованного выполнения определенных видов ремонтно-об­служивающих работ в цехах устанавливается путем сопоставле­ния двух альтернативных видов издержек — потерь от недогруз­ки СТО, применяемых при выполнении определенных видов ра­бот в цехах с затратами на транспортирование объектов техни­ческого обслуживания и ремонта (ТОР), и потерями от простоев техники, возникающими при условии выполнения этих видов работ в специализированном сервисном предприятии.

Годовые затраты на содержание СТО характеризуют величину переноса их стоимости на производимую продукцию (услуги). При этом различают удельные фактические и удельные номинальные годовые затраты на содержание СТО. Удельные фактические зат­раты характеризуют часть годовых затрат, приходящуюся на еди­ницу рабочего времени, на одну обслуживаемую машину или на единицу трудоемкости процесса ТОР при фактической загрузке СТО в течение года, и определяются по формуле:

(5.1)

где 𝛼 — суммарный процент амортизации СТО на реновацию, %;

Цо балансовая стоимость СТО, руб.;

Зз сумма текущих годовых затрат на эксплуатацию СТО, не

зависящих от степени их загрузки, руб.;

Тф фактический годовой объем работы СТО, ч.

Величина Зз включает в себя ежегодные затраты на обслу­живание СТО, затраты на проверку приборов, затраты на ис­пользуемые материалы и т. д.

Удельные номинальные затраты характеризуют часть годо­вых затрат, приходящуюся на единицу рабочего времени, на одну обслуживаемую машину или на единицу трудоемкости процесса ТОР при условии полной нормативной загрузки СТО и определяются по формуле:

(5.2)

где Тн= Тг- Ктц номинальный годовой фонд времени работы СТО, ч;

Тг — календарный годовой фонд времени работы СТО, ч;

Ктц коэффициент технического использования СТО.

Разность между фактическими и номинальными удельными годовыми затратами на содержание СТО, умноженная на их фактическую годовую загрузку в соответствующих единицах из­мерения, составляет величину годовых потерь от недогрузки СТО:

(5.3)

Подставляя значения удельных фактических и удельных номинальных годовых затрат в выражение (5.3), получим:

(5.4)

при условии Тф< Тн.

Второй сомножитель в скобках левой части полученного равенства (5.4) представляет собой уровень недогрузки СТО.

С учетом затрат на транспортирование и потерь от простоев машин критерий целесообразности централизованного выпол­нения работ определяется на основе решения неравенства:

(5.5)

где Зтр суммарные затраты на транспортирование объектов ТОР (готовой продукции), руб.;

Пп суммарные потери от простоя техники, руб.

Величина затрат на транспортирование объектов ТОР (го­товой продукции) определяется по формуле:

(5.6)

где R— расстояние от цеха базы МТО до специализированного сер­висного предприятия, км;

т — количество машин, реализуемых базой МТО и находящихся в эксплуатации в радиусе ее производственной деятельности, шт.;

п — среднее число заявок на определенный вид ремонтно-обслу­живающих воздействий от одной единицы сельскохозяйствен­ной техники в год;

Ск — стоимость 1 км пробега транспортного средства, доставляю­щего ремонтный фонд (готовую продукцию), руб./км.

Суммарная величина потерь от простоя машин определяет­ся по формуле:

(5.7)

где V — средняя скорость транспортного средства, доставляющего объекты ТОР (готовую продукцию), км/ч;

Сч — средневзвешенная стоимостз. 1 ч простоя машин, руб./ч.

Затраты на содержание резерва обменного фонда узлов и агрегатов машин с целью предогвращения простоев машин определяются по формуле:

Зо.ф=а·Цо.ф.·Н, (5.8)

где а - суммарный процент амортизационных отчислений на пол­ное восстановление резервируемых составных частей машин, %;

Цоф средняя по маркам машин стоимость единицы резервиру­емого обменного фонда, руб.;

Н — число единиц обменного фонда составных частей машин.

Потребность в обменном фонде (Н) с учетом случайных колебаний распределения отказов составных частей, подлежа­щих резервированию, во времени определяется по формуле:

(5.9)

где квантиль нормального распределения отказов состав­ных частей при вероятности, равной 0,97.

Таким образом, с учетом выражений (5.4) и (5.9) экономи­ческий критерий целесообразности централизованного выпол­нения работ в условиях цеха предпродажного и гарантийного обслуживания представляется в виде неравенств:

(5.10)



с учетом непосредственно потерь от простоя машин и с уче­том затрат на содержание резерва фонда запасных частей:

(5.11)


В данном неравенстве величина () обозначает фактичес­кое число физических машин, реализуемых базой МТО и на­ходящихся в зоне ее производственной деятельности, а вели­чина (л) учитывает средневзвешенное число заявок на ремонтно-обслуживающие воздействия от всего парка машин в рас­чете на один списочный трактор. Величина () выражает мак­симальное число объектов ТОР, которые может обслуживать конкретное рабочее место в цехе при полной загрузке обору­дования.

Если приравнять правые и левые части неравенств (5.10) и (5.11) и решить полученные уравнения относительно (К), получим максимальное расстояние от цеха до специализи­рованного сервисного предприятия, при превышении кото­рого целесообразно кооперирование ремонтно-обслужива-ющих работ:

(5.12)

и

(5.13)


Расчет максимального расстояния по уравнениям (5.12) и (5.13) осуществляется по каждому конкретному виду ремон­та и обслуживания отдельно, начиная с наиболее фондоем­ких из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: