После передачи машины сельхозпотребителю начинается период ее эксплуатации в производственных условиях.
Еще при передаче машины агроснаб-дилер проводит тщательный инструктаж механизатора и специалиста хозяйства по сервису, правилам эксплуатации, о наиболее эффективном использовании машины, о марках топлива, масел и смазок, о правилах по безопасным приемам использования машины по назначению. Особое внимание обращается на соблюдение правил планового технического обслуживания: соблюдения его периодичности и технологии.
Передача машины осуществляется по акту в соответствии с «Положением по контролю качества техники и запчастей, поступающих на предприятия и в организации материально-технического обеспечения системы ОАО "Росагроснаб"».
В течение гарантийного периода агроснаб-дилер систематически следит за выполнением правил эксплуатации машин и вместе с изготовителем несет ответственность за их работоспособность, оперативно реагирует на рекламации, принимает меры по устранению последствий отказов машин.
Одним из основных управляющих воздействий на машину является организация планового технического обслуживания.
Эта работа проводится непосредственно в хозяйствах. Сложные виды технического обслуживания (ТО-3) и сезонные могут проводиться на станциях или в мастерских предприятий районного уровня (райагроснаб, РТП) на договорной основе.
Организацию устранения неисправностей машин в гарантийный период эксплуатации агроснаб-дилер принимает на себя от момента возникновения, отказа до восстановления работоспособности машины. Вся организация работы проводится в соответствии с «Положением о дилерской деятельности в системе ОАО "Росагроснаб"».
Возникшие отказы по каждой машине регистрируются в специальном журнале, в котором также отмечается продолжительность простоя машины и затраты на устранение последствий отказа.
Кроме официальной информации по каждому отказу машины изготовителю после окончания гарантийного периода эксплуатации направляется анализ всех отказов, возникших за этот период.
Такой анализ направляется и генеральному дилеру для свода и более объективной оценки качества машиностроительной продукции, поступающей для АПК.
Генеральный дилер обобщает и систематизирует полученную информацию и вместе с выводами направляет изготовителю для принятия мер по улучшению качества продукции и возмещению затрат потребителю при устранении неисправностей, возникших по вине изготовителя.
Крайне негативное влияние на развитие рынка материально-технических ресурсов оказывает низкое качество поставляемой отечественной промышленностью техники.
Так, по данным Гостехнадзора, из 3 тыс. предъявленных претензий поставщикам техники в 76 % случаев признана их вина. При этом почти у 50 % машин, вышедших из строя по вине завода-изготовителя, дефекты устраняются силами и средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей. По этим причинам доля продаж отечественных тракторов на внутреннем рынке в 2002 году составила около 25 %.
По данным испытаний серийных машин за период 1998— 2002 г. свыше 95 % образцов изготовлены с отклонениями от технических условий. Нормативам по надежности не соответствуют до 30 % представленных образцов.
По результатам испытаний безотказность тракторов в 2002 г. в сравнении с 1991 г. снизилась по различным классам и производителям от 30 до 80 %. Не улучшилось за последние годы качество изготовления и зерноуборочных комбайнов. Диапазон варьирования средней наработки на отказ отечественных комбайнов в 2002 г. составил от 16 до 40 часов. Это в 5—20 раз ниже, чем у импортных аналогов.
Не удовлетворяют требованиям надежности и качества изготовления и другие виды сельскохозяйственной техники: плуги — около 30 %, бороны — 35 %, культиваторы — более 60 %, сеялок — 45 %, косилки — 60 %.
Свыше 40 % сельскохозяйственной техники не соответствует техническим условиям по показателям назначения (эксплуатационным показателям).
Острая потребность сельских товаропроизводителей в сельскохозяйственной технике стимулирует выход на рынок производителей регионального уровня в основном относительно несложной почвообрабатывающей, кормозаготовительной техники, а также оборудования для животноводства. Она изготавливается, как правило, по заимствованной документации малыми сериями (20—100 штук) по упрощенной технологии и не представляется на государственные испытания.
Приемочные испытания новой техники показали, что уровень конструктивных разработок остается невысоким: 47 % испытанных образцов являлись модификациями серийно выпускаемых машин. Только 33 % машин для основной обработки почвы, 31 % машин для поверхностной обработки почвы, 38 % сеялок, 30 % машин для заготовки кормов, 65 % машин и приспособлений для уборки зерновых и зернобобовых культур соответствовали нормативной документации.
Анализ данных по применению импортной техники показывает, что зарубежные конструкции имеют более продолжительный срок службы и значительно меньший процент затрат на ремонт и плановое техническое обслуживание. Однако за счет значительно более высокой стоимости техники в (4—7 раз), основных запчастей (в 8—12 раз) и расходных материалов стоимость одного часа работы машин в 2—16,5 раза превышает российские аналоги.
Анализ работы по гарантийному обслуживанию основных видов машин за последние пять лет на предприятиях Росагрос-наба также показывает, что качество новой техники не улучшается. Из года в год увеличивается число отказов на 100 машин у тракторов Волгоградского, Алтайского и Липецкого заводов, у зерноуборочных комбайнов семейства «Дон», у кормоубороч-ных комбайнов производства ПО «Гомсельмаш».
В среднем (рис. 5.2) отказывает каждый пятый трактор ЛТЗ, К-700 и Т-150, каждый четвертый Т-4, каждый третий комбайн «Дон» и «Полесье», а, например, в 2000 г. отказывал почти каждый из этих комбайнов. При этом имеются в виду отказы второй и третьей групп сложности.
В числе отказов наиболее характерными, часто встречающимися, являются отказы двигателей и гидравлических систем (рис. 5.3).
Из-за крайне недостаточной оперативности изготовителей, их нежелания создавать у агроснабов- дилеров гарантийный фонд запчастей, продолжительность простоев машин из-за отказов остается высокой (рис. 5.4).
Высокими остаются и затраты на устранение последствий отказов машин. В среднем они составляют 2—3 тысячи рублей при восстановлении работоспособности тракторов и комбайнов, около тысячи рублей — автомобилей (табл. 5.3).

Рис. 5.2. Количество отказов на 100 машин в гарантийный период
Эксплуатации
|
Рис. 5.3. Соотношение отказов узлов и агрегатов в суммарном потоке отказов
Подробная схема технологического процесса предпродажного и гарантийного обслуживания техники приведена на рис. 5.5.

Рис. 5.4. Средняя продолжительность простоя машин при устранении последствий одного отказа

Рис. 5.5. Схема технологического процесса предпродажного и гарантийного обслуживания техники
Таблица 5.3
Анализ отказов машин в гарантийный период
| Марка | Относительное количество отказов, % | Затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. руб. | |||||
| машины | двигатель | гидросистема | ходовая система | электрооборудование | рабочие органы | ||
| 1.К-700 | 33,7 | — | 66,3 | — | — | 3,3 | |
| 2.Т-150 | 63,6 | 4,5 | 22,7 | — | — | 2,75 | |
| 3. Т-4А | 16,9 | — | 83,1 | — | — | 2,73 | |
| 4. ВТ-100 | 80,0 | — | 20,0 | — | — | 2,21 | |
| 5. ДТ-75 | 79,6 | 6,1 | 10,2 | 4,1 | — | 2,09 | |
| 6. МТЗ-80 | 49,0 | 15,7 | 30,3 | 6,0 | — | 0,69 | |
| 7. ЛТЗ-60 | 32,5 | 11,6 | 48,8 | 7,1 | — | 0,85 | |
| 8. КамАЗ | 60,0 | — | 20,0 | 20,0 | — | 0,86 | |
| 9. ГАЗ | 58,3 | — | 29,2 | 12,5 | — | 0,42 | |
| 10. Дон-1500 | 25,0 | 30,0 | 14,0 | 7,0 | 24,0 | 3,2 | |
| 11. Дон-1200 | 30,4 | 26,1 | 8,6 | 8,6 | 26,3 | 3,15 | |
| 12.СК-5 «Нива» | 37,0 | 28,0 | 16,0 | 6,0 | 13,0 | 2,7 | |
| 13. Енисей-1200 | 48,9 | 10,6 | 21,2 | 2,1 | 17,2 | 2,8 | |
| 14. КСС-2,6 | — | — | — | — | 100,0 | 1,1 | |
| 15. Дон-680/800 | 32,0 | 28,0 | 12,0 | 8,0 | 20,0 | 2,85 | |
| 16. КСК-100 | 45,0 | 21,0 | 10,0 | 9,0 | 15,0 | 2,88 |