эффективности работы центра предпродажного и гарантийного обслуживания техники.
Эффективность работы центра предпродажного и гарантийного обслуживания достигается за счет комплекса выполнения следующих видов работ и услуг силами ЦПГО:
а) проведение предпродажного обслуживания;
б) доставка новой техники в хозяйства в собранном виде;
в) проведение технического обслуживания (при заключении договора);
г) проведение ремонтных работ в гарантийный период.
Эффективность работы ЦПГО достигается за счет повышения оперативности проведения работы, ее качества, сокращения простоев машин по техническим причинам, эффективного использования диагностического, ремонтного и другого оборудования, уменьшения транспортах затрат.
Оперативность проведения работ, осуществляемых ЦПГО, достигается за счет использования гарантийного запаса деталей и узлов, передвижных ремонтно-диагностических мастерских и т. д.
Качество проведения работ обусловливается специализацией и квалификацией инженерно-технического персонала ЦПГО.
Сокращение простоев техники по техническим причинам достигается предупреждением отказов после диагностирования и оперативным ремонтом, если они возникли.
Эффективность использования диагностического и ремон-тно-технического оборудования достигается за счет его мобильности, комплексного обслуживания в целом всех сельхозпотре-бителей, находящихся в зоне действия ЦПГО.
При расчете оценки эффективности работы используют критерий минимизации затрат на единицу наработки машины. Этот показатель взят потому, что он находится в тесной связи с оказываемыми услугами ЦПГО. Чем выше качество оказываемых услуг, тем меньше затрат на единицу наработки каждого вида машин.
Экономический эффект работ ЦПГО определяется суммированием частных эффектов, полученных от дилерского обслуживания, оказываемых ЦПГО, по формуле
(5.51)
где Э — общий годовой экономический эффект, млн. руб.;
Э1 — частный экономический эффект от выполнения ЦПГО 1-й работы, руб.;
І - работа n-го вида ЦПГО машин (тракторы, автомобили, сельхозмашины и т. д.);
л — количество видов работ.
Частный годовой экономический эффект от дилерского обслуживания ЦПГО определяется произведением разности годовых затрат на общий объем наработки машин по последнему году работы:
(5.52)
где — общие годовые (базовые) затраты на обслуживание машины (МТА) до выполнения n-й работы ЦПГО и после, руб.;
, - средний годовой объем работ, выполняемый машиной (МТА) до и после освоения n-го вида работ, у. э. га, физ. га, ткм, и др.;
п — количество машин (МТА), обслуживаемых по базовому и новому вариантам.
Суммарные затраты по вариантам организации предпродажного и гарантийного обслуживания техники включают:
Зi = Зпг+Ипр+Ипэ, (5.53)
где Зпг — затраты на предпродажное и гарантийное обслуживание, выполняемое силами или ЦПГО, или ремпредприятия, или самих хозяйств с учетом транспортирования машин, руб.;
Ипр — издержки, связанные с простоями машин, руб.;
Ипэ — затраты на производственную эксплуатацию машин, руб.
а) Затраты на предпродажное гарантийное обслуживание
определяются следующим образом:
Зпг = С+П, (5.54)
где С — себестоимость работ, руб.;
П - планируемая прибыль, руб.
Себестоимость работ складывается из затрат средств производства и труда и определяется по формуле:
С = Зп + Зд + Зн + М + Нр, (5.55)
где Зп - основная заработная плата производственных рабочих с премиями по положению, руб.;
Зд — дополнительная заработная плата производственных рабочих, руб.;
Зн — начисления на заработную плату, руб.;
М- основные и вспомогательные затраты, руб.;
Нр — накладные расходы, руб.
Фактические затраты на предпродажное и гарантийное обслуживание в хозяйстве определяются по данным первичного учета по полнокомплектным машинам, отдельным агрегатам по парку машин данной марки за оцениваемый период.
б) Издержки от простоев машин определяются по формуле:
Ипр = Спр·tпр, (5.56)
где Спр — убытки от часа простоя машины, МТА, руб.;
tпр — время простоев по отказам на парк машин за соответствующий период, ч (определяется по данным наблюдений за работой машин).
Проведенные исследования показали, что убытки от простоя машин приближенно можно определить с учетом индекса цен.
Для этого следует значения убытков на 1 января 1990 г. умножить на отношение текущей цены выращиваемой сельскохозяйственной культуры к подобной цене на 1 января расчетного года.
Пример. Текущая цена 1 т зерна пшеницы весной 2003 года составила 2 тыс. руб. На 1 января года эта цена была равной 130,0 руб. Отношение текущей цены к базовой: 2000/130,0 = 15,4.
Примем, что при посеве использовали трактор МТЗ-82, час простоя которого в 1990 г. оценивался убытками 3,35 руб. (табл. 5.13).
Тогда убытки от потери продукции весной 2003 г. при простое трактора МТЗ-82 в течение 1 ч в среднем составили:
3,35·15,4 = 51,6 руб.
в) Затраты на производственную эксплуатацию машин (Ипэ) при оценке эффективности работы ЦПГО техники включают в себя:
• затраты на топливо-смазочные материалы (Зта);
• затраты на оплату труда механизатора (3);
• годовую сумму амортизации, используемую на ренова
цию (Сор);
• накладные расходы.
Ипэ = Зтсм + Зом + Сар + Нр (5.57)
Предпродажное и гарантийное обслуживание техники могут проводить:
1) в ЦПГО;
2) на специализированных сервисных предприятиях;
3) в мастерских общего назначения хозяйств.
Таблица 5.23
Убытки от часа простоя машины | |||||
Наименование | Убытки в апреле | Наименование | Убытки в апреле | ||
марки машины | 1990 г., руб. | 2003 г., руб. | марки машины | 1990 г., руб. | 2001 г., руб. |
1. Тракторы | ДТ-175С | 7,08 | 213,1 | ||
Т-16М | 1,50 | 45,2 | Т-4А | 5,95 | 179,1 |
Т-25 | 1,65 | 49,7 | Т-150 | 7,08 | 213,1 |
Т-40М | 2,58 | 77,1 | Т-150К | 8,00 | 240,8 |
Т-40АМ | 2,65 | 79,8 | К-700А | 9,98 | 300,4 |
ЮМЗ-6КЛ/М | 2,80 | 84,3 | К-701 | 11,18 | 336,5 |
МТЗ-80 | 3,25 | 50,1 | К-700М | 12,30 | 370,2 |
МТЗ-82 | 3,35 | 51,6 | 2. Комбайны зерноубо рочные | ||
Т-70С | 3,73 | 112,3 | СК-6, СК-5 | 25,70 | 773,6 |
ДТ-75М | 4,85 | 146,0 | «Дон-1500» | 51,40 | 1547,1 |