Методика технико-экономического анализа

эффективности работы центра предпродажного и гарантийного обслуживания техники.

Эффективность работы центра предпродажного и гарантий­ного обслуживания достигается за счет комплекса выполнения следующих видов работ и услуг силами ЦПГО:

а) проведение предпродажного обслуживания;

б) доставка новой техники в хозяйства в собранном виде;

в) проведение технического обслуживания (при заключе­нии договора);

г) проведение ремонтных работ в гарантийный период.

Эффективность работы ЦПГО достигается за счет повыше­ния оперативности проведения работы, ее качества, сокраще­ния простоев машин по техническим причинам, эффективного использования диагностического, ремонтного и другого обору­дования, уменьшения транспортах затрат.

Оперативность проведения работ, осуществляемых ЦПГО, достигается за счет использования гарантийного запаса дета­лей и узлов, передвижных ремонтно-диагностических мастер­ских и т. д.

Качество проведения работ обусловливается специализаци­ей и квалификацией инженерно-технического персонала ЦПГО.

Сокращение простоев техники по техническим причинам достигается предупреждением отказов после диагностирования и оперативным ремонтом, если они возникли.

Эффективность использования диагностического и ремон-тно-технического оборудования достигается за счет его мобиль­ности, комплексного обслуживания в целом всех сельхозпотре-бителей, находящихся в зоне действия ЦПГО.

При расчете оценки эффективности работы используют крите­рий минимизации затрат на единицу наработки машины. Этот показатель взят потому, что он находится в тесной связи с оказы­ваемыми услугами ЦПГО. Чем выше качество оказываемых услуг, тем меньше затрат на единицу наработки каждого вида машин.

Экономический эффект работ ЦПГО определяется сумми­рованием частных эффектов, полученных от дилерского обслу­живания, оказываемых ЦПГО, по формуле

(5.51)

где Э — общий годовой экономический эффект, млн. руб.;

Э1 частный экономический эффект от выполнения ЦПГО 1-й работы, руб.;

І - работа n-го вида ЦПГО машин (тракторы, автомобили, сель­хозмашины и т. д.);

л — количество видов работ.

Частный годовой экономический эффект от дилерского об­служивания ЦПГО определяется произведением разности го­довых затрат на общий объем наработки машин по последнему году работы:

(5.52)

где общие годовые (базовые) затраты на обслуживание ма­шины (МТА) до выполнения n-й работы ЦПГО и после, руб.;

, - средний годовой объем работ, выполняемый маши­ной (МТА) до и после освоения n-го вида работ, у. э. га, физ. га, ткм, и др.;

п — количество машин (МТА), обслуживаемых по базовому и новому вариантам.

Суммарные затраты по вариантам организации предпродаж­ного и гарантийного обслуживания техники включают:

Зi = Зпгпрпэ, (5.53)

где Зпг затраты на предпродажное и гарантийное обслуживание, выполняемое силами или ЦПГО, или ремпредприятия, или са­мих хозяйств с учетом транспортирования машин, руб.;

Ипр издержки, связанные с простоями машин, руб.;

Ипэ затраты на производственную эксплуатацию машин, руб.

а) Затраты на предпродажное гарантийное обслуживание
определяются следующим образом:

Зпг = С+П, (5.54)

где С — себестоимость работ, руб.;

П - планируемая прибыль, руб.

Себестоимость работ складывается из затрат средств произ­водства и труда и определяется по формуле:

С = Зп + Зд + Зн + М + Нр, (5.55)

где Зп - основная заработная плата производственных рабочих с премиями по положению, руб.;

Зд дополнительная заработная плата производственных рабо­чих, руб.;

Зн — начисления на заработную плату, руб.;

М- основные и вспомогательные затраты, руб.;

Нр накладные расходы, руб.

Фактические затраты на предпродажное и гарантийное об­служивание в хозяйстве определяются по данным первичного учета по полнокомплектным машинам, отдельным агрегатам по парку машин данной марки за оцениваемый период.

б) Издержки от простоев машин определяются по формуле:

Ипр = Спр·tпр, (5.56)

где Спр убытки от часа простоя машины, МТА, руб.;

tпр время простоев по отказам на парк машин за соответству­ющий период, ч (определяется по данным наблюдений за рабо­той машин).

Проведенные исследования показали, что убытки от простоя машин приближенно можно определить с учетом индекса цен.

Для этого следует значения убытков на 1 января 1990 г. умно­жить на отношение текущей цены выращиваемой сельскохозяй­ственной культуры к подобной цене на 1 января расчетного года.

Пример. Текущая цена 1 т зерна пшеницы весной 2003 года составила 2 тыс. руб. На 1 января года эта цена была равной 130,0 руб. Отношение текущей цены к базовой: 2000/130,0 = 15,4.

Примем, что при посеве использовали трактор МТЗ-82, час простоя которого в 1990 г. оценивался убытками 3,35 руб. (табл. 5.13).

Тогда убытки от потери продукции весной 2003 г. при про­стое трактора МТЗ-82 в течение 1 ч в среднем составили:

3,35·15,4 = 51,6 руб.

в) Затраты на производственную эксплуатацию машин пэ) при оценке эффективности работы ЦПГО техники вклю­чают в себя:

• затраты на топливо-смазочные материалы та);

• затраты на оплату труда механизатора (3);

• годовую сумму амортизации, используемую на ренова­
цию (Сор);

• накладные расходы.


Ипэ = Зтсм + Зом + Сар + Нр (5.57)

Предпродажное и гарантийное обслуживание техники мо­гут проводить:

1) в ЦПГО;

2) на специализированных сервисных предприятиях;

3) в мастерских общего назначения хозяйств.

Таблица 5.23

Убытки от часа простоя машины  
Наименование Убытки в апреле Наименование Убытки в апреле
марки машины 1990 г., руб. 2003 г., руб. марки машины 1990 г., руб. 2001 г., руб.
1. Тракторы   ДТ-175С 7,08 213,1
Т-16М 1,50 45,2 Т-4А 5,95 179,1
Т-25 1,65 49,7 Т-150 7,08 213,1
Т-40М 2,58 77,1 Т-150К 8,00 240,8
Т-40АМ 2,65 79,8 К-700А 9,98 300,4
ЮМЗ-6КЛ/М 2,80 84,3 К-701 11,18 336,5
МТЗ-80 3,25 50,1 К-700М 12,30 370,2
МТЗ-82 3,35 51,6 2. Комбайны зерноубо рочные
Т-70С 3,73 112,3 СК-6, СК-5 25,70 773,6
ДТ-75М 4,85 146,0 «Дон-1500» 51,40 1547,1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: