В условиях крайне недостаточного уровня платежеспособности хозяйств в агропромышленном комплексе за последние 10—12 лет продолжается экономический спад: увеличивается число убыточных хозяйств, растет их кредиторская задолженность, катастрофически снижается уровень механизации сельскохозяйственного производства.
Множество причин экономического и социального характера не способствуют стабилизации жизненного уровня на селе, что ведет к оттоку трудовых ресурсов, к сокращению посевных площадей и к снижению плодородия земли.
Основными из них является диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, инфляция, «съедающая» покупательную способность рубля, отсутствие надлежащей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, и в первую очередь, в приобретении технических средств производства.
Обеспеченность сельского хозяйства техникой с каждым годом уменьшается, а оставшийся парк машин предельно изношен. Такая ситуация привела к многократному увеличению нагрузок на одну машину, снижению производительности машин, а в конечном итоге, к уменьшению производства сельскохозяйственной продукции почти в два раза. Одна треть па- :[ хотных земель зарастает бурьяном, а около 10 % засеянных площадей остаются не убранными.
|
|
Отсутствие обеспеченных платежом заказов на технику привело к параличу отечественного машиностроения. Сегодня комбайновые и тракторные заводы за год выпускают объем продукции, который 15—20 лет назад производили за десятидневку.
В то же время на полках лежат невостребованными конструкторские разработки машин современных образцов, необходимых для внедрения передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Из-за отсутствия заказов стагнирует ремонтное производство. Годами создаваемая ремонтная база из-за незагруженности ремонтных мастерских и заводов теряет свою специализацию, квалифицированные кадры, не обновляется и одновременно стареет технологическое оборудование.
Важнейшей мерой государства, которая сегодня способна остановить спад, обеспечить стабилизацию и дальнейший подъем уровня механизации в сельском хозяйстве, является организация лизинга техники на федеральном уровне. Эта форма государственной поддержки агрокомплекса, начатая в 1994 г., показала высокую эффективность и получила поддержку в регионах.
Основополагающим документом развития лизинга в АПК явилось постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе лизинга». Проведение лизинговых операций было поручено Росагроснабу. И это не случайно, так как, начиная с 1991 года, Росагроснаб по своей инициативе за счет собственных средств уже начал заниматься лизинговой деятельностью,
|
|
Была проведена методологическая подготовка к проведению лизинговых операций в агропромышленном комплексе страны: изучался зарубежный опыт, специфика отрасли в этом вопросе, разрабатывалась учетно- отчетная и бухгалтерская документация, формы договорных отношений на всех уровнях и т. д. Росагроснаб стал инициатором организации агролизинга в стране.
Такая подготовленность предприятий Росагроснаба позволила быстро, в считанные месяцы, в 1994 г. организовать лизинговые поставки техники, необходимой селу по широкой номенклатуре.
При этом ставка была сделана на отечественные машиностроительные заводы, многие из которых получили заказ от агрослужбы на изготовление и поставку машиностроительной продукции для агрокомплекса, чтс важно для сохранения отечественных машиностроительных предприятий.
Через разветвленную сеть лизинговых компаний Росагроснаба осуществлялась поставка техники и оборудования по лизингу с 1200 заводов-изготовителей в адрес 45 тысяч лизингополучателей (аграрные и перерабатывающие предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства и т. д.).
За 8 лет было поставлено в лизинг товаропроизводителям агрокомплекса страны более 130 тыс. ед. различной техники, перерабатывающего и животноводческого оборудования на сумму около 15 млрд. рублей, в том числе: тракторов 29,1 тысяч, 6 тысяч автомобилей, свыше 24,5 тысяч зерно- и кормоубороч-ных комбайнов, более 35 тысяч единиц сельскохозяйственных машин, на 800 млн. рублей оборудования для животноводства и перерабатывающих предприятий.
В числе этих поставок техника из Беларуси по трем траншам на общую сумму 3955 млн. рублей. Это 13,3 тыс. ед. техники, в том числе 9829 тракторов и 520 кормоуборочных комбайнов.
Начиная с 1996 года, многие администрации регионов в местных бюджетах начали предусматривать финансовые средства на организацию регионального лизинга техники. По оперативным данным, за счет этих средств хозяйства и предприятия АПК получили в лизинг машин и оборудования на сумму около 12 млрд. рублей. Таким образом, лизинг техники стал основным и, пожалуй, единственным способом оказания практической помощи АПК в приобретении машин и оборудования, в подъеме и укреплении материально-технической базы села и перерабатывающих предприятий. К сожалению лизинг техники в АПК позволяет вести обновление машинно-тракторного парка лишь в пределах 2—3 %, что крайне недостаточно.
Вместе с тем, внедрение лизинга техники обозначило и ряд проблем, которые связаны в основном с эффективностью использования выделяемых на эти цели финансовых средств, а также с обеспечением сохранности предметов лизинга.
Использование государственных бюджетных средств, направляемых из бюджета на проведение агролизинга через Росагро-снаб, отличался высокой эффективностью, так как эти средства выделялись на возвратной основе и при условии обязательной возвратности использовались по назначению неограниченное количество раз.
Долгосрочная (3—8 лет) аренда техники (передача ее в лизинг) позволяла:
• постепенно выкупить предметы лизинга за первоначальную стоимость, так как цена этих предметов не менялась в течение всего периода лизинга;
• осуществлять расчеты как финансовыми средствами, так и продукцией, то есть производить товарообменные операции, взаимозачеты и т. д.
В связи с тем, что объекты лизинга являются государственной собственностью до их полного выкупа, правительство установило ряд льготных условий лизинга техники, вызванные необходимостью государственной поддержки АПК:
|
|
• низкая арендная плата (3 % от остаточной стоимости предмета лизинга);
• дифференцированная оплата первоначальных взносов;
• увеличение сроков лизинга в зависимости от стоимости предмета лизинга;
• поставка техники за счет возвратных платежей за ранее поставленные предметы лизинга;
• снижение уровня торговых наценок в два раза;
• оплата государством железнодорожного тарифа.
Действовавший «Порядок обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе» препятствовал диктату заводов-поставщиков при установлении цен на свою продукцию. Цены на закупку техники по лизингу утверждались согласительными комиссиями Мин-сельхоза РФ и Росагроснаба. В соответствии с «Порядком...» обеспечивалась комплектность и качество поставляемой техники, так как оплата предмета лизинга заводу осуществлялась только после подтверждения лизингополучателем этих параметров.
«Порядком...» также предусматривалась ответственность лизингодателя за сохранность и исправность предметов лизинга, то есть обеспечивалась правовая защита лизингополучателя перед заводом-изготовителем, а также обязательное страхование техники.
Минсельхоз РФ устанавливал квоты регионам и утверждал номенклатуру предметов лизинга, что исключало волюнтаризм при распределении техники и обеспечивало эффективность использования госбюджетных финансовых средств.
Опыт лизинговой деятельности в АПК позволяет сделать вывод, что лизинг выгоден и еще по ряду причин:
• уменьшает размеры необходимых единовременных инвестиций в производство;
• создает возможность выплаты лизинговых платежей из прибыли, получаемой от эксплуатации арендованной техники и оборудования;
• завод-поставщик получает необходимые средства для наращивания объемов производства техники, имеет гарантированный сбыт своей продукции, даег заказы многим другим предприятиям, поставляющим ему металл и комплектующие изделия, обеспечивая занятость производственному персоналу и, в конечном счете, снижая социальную напряженность в стране;
|
|
• лизингодатель получает возможность выбора конкурентоспособной продукции, чем существенно снижается монопольное влияние заводов-изготовителей;
• завод-поставщик, имея расчеты с одним оптовым покупателем техники для последующей ее передачи в лизинг, более внимательно и ответственно относится к рассмотрению рекламаций на качество продукции.
Действовавшая до 2001 г. схема лизинга показала преимущество перед другими схемами: недопустимость передачи лизинговых финансовых средств в регионы, что привело бы к их распылению и последующему исчезновению.
Так, направление финансовых бюджетных средств непосредственно в регионы, как способ оказания помощи сельскому хозяйству, неоднократно применялось в недалеком прошлом и приводило к негативным последствиям, поскольку это дает возможность уйти от ответственности по уплате лизинговых платежей, пользуясь тем, что контроль со стороны Минфина и Минсельхозпрода за многочисленными получателями финансовых ресурсов затрудняется. Утрачивается и возможность маневрирования этими ресурсами со стороны государства в случае стихийных или других бедствий в отдельных регионах.
Практически не будут застрахованы государственные инвестиции в лизинг техники и от нецелевого использования.
Не допустима и организация так называемого «заводского» лизинга, то есть проведение прямых лизинговых операций непосредственно предприятиями-изготовителями техники. Попытки «Ростсельмаша», Липецкого и Владимирского тракторных заводов организовать лизинговую деятельность оказались несостоятельными из-за огромных трудностей в сборе платежей, из-за нецелевого использования средств, отсутствия собственных оборотных средств и т. д.
Так, крупнейший завод «Ростсельмаш» предпринимал попытку начать работу по созданию собственной лизинговой компании, но быстро убедился, что вернуть финансовые средства он не в состоянии, что привело бы к финансовому краху предприятия.
Липецкий тракторный завод в 1993 г. работал с сельхозпроизводителями по прямым договорам и в результате не мог вер-, нуть долги сельчан несколько лет.
В качестве примера можно привести и работу по лизингу, организованную на базе Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Многие годы этот завод не имел трудностей по сбыту своей продукции, наращивая объемы производства тракторов. В рыночных условиях, когда спрос на продукцию завода существенно снизился, им была предпринята попытка реализации техники на лизинговых условиях через АО «Владимир-тракторосервис», которое после непродолжительной работы оказалось банкротом.
Многочисленные реорганизации и даже открытие дочерней фирмы — ОАО «Владимирлизинг» не смогли поправить положение дел.
В апреле 1995 г. «Владимиртракторосервис» был продан с аукциона двум другим организациям ВТЗ — АО «Прокинвест» и АО «ВТЗ-финансы».
Несостоятельным оказался и «банковский» лизинг технических средств из-за отсутствия собственной товаропроводящей сети, службы сервиса, наличия высоких кредитных ставок и т. д. Привлечение к этой работе сторонних организаций приводило к резкому удорожанию предметов лизинга.
Использование для лизинговых операций кредитных средств приводит к неоправданному удорожанию техники. Лизинг нормально работает при кредитной ставке до 6 % (на Западе она не
превышает 7 %). У отечественных: банков таких ставок для лизинга техники пока нет.
Рядом постановлений Правительства РФ и указаний Минсельхозпрода РФ в 1997—1998 гг. была предусмотрена передача «по конкурсу» средств федерального лизингового фонда коммерческим банкам и его «смешивание» с банковскими средствами. Это означало существенное-ущемление интересов сельских товаропроизводителей, так как банкам было намечено передать крупную сумму лизингового фонда (размеры его по бюджету на 1997 г. достигали 2 млрд. руб.).
Однако уже введение Центральным банком России в июне 1998 г. в преддверии «дефолта» лсвышенной ставки рефинансирования в размере 60 % годовых создало принципиально новую ситуацию, которая вообще поставила под угрозу продолжение лизинговых поставок техники сельским товаропроизводителям и другим предприятиям АПК в связи с вызванным этим резким удорожанием лизингуемой техники.
Расчеты показали, что при такой высокой ставке рефинансирования стоимость поставляемой по лизингу техники увеличивается в расчете на 5 лет срока лизинга в 2,3 раза, что делает лизинг экономически неприемлемым для основной массы сельских товаропроизводителей.
Кроме того, после финансового краха в августе 1998 г. только два крупнейших банка «СБС-АГРО» и «Менатеп» не вернули 195 млн. руб., полученных из средств федерального лизингового фонда. Даже после частичного возврата этих средств после предпринятых чрезвычайных мер эти банки не вернули более 150 млн. руб. лизингового фонда.
В результате неудачной попытки изменить порядок финансирования и организации лизинга в 1998 г. поставка тракторов селу по федеральному лизингу сократилась по сравнению с уровнем 1997 г. в 2,8 раза, автомобилей — в 2,3 раза, зерно- и кор-моуборочных комбайнов в 2 раза.
В лизинговой деятельности начиная с 2001 г. произошли серьезные изменения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2001 г. № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе» оператором лизинга техники определено открытое акционерное общество «Росагролизинг».
Учитывая, что Правительство РФ с самого начала рассматривало лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования как одну из форм государственной финансовой поддержки агропромышленного производства, лизинг в АПК имел ряд следующих особенностей:
• на закупку техники, передаваемой в лизинг, направлялись финансовые средства федерального бюджета, которые не являлись кредитом и не были платными. Это были средства государственной поддержки села;
• в соответствии с договорами регулярные лизинговые платежи за использование техники лизингополучатели вносили, исходя из первоначальной цены техники на момент передачи ее в лизинг без учета инфляции за 5—8 лет, пока техника находилась в аренде;
• бюджетные средства на агролизинг предоставлялись на возвратной основе, но лизинговые платежи поступали не в доходную часть бюджета, а в федеральный лизинговый фонд, из которого сразу же направлялись на те же цели, то есть на новые закупки техники для передачи ее в лизинг;
• такой порядок возврата лизинговых платежей обеспечивал эффективную оборачиваемость бюджетных средств, давая возможность много раз использовать однажды выделенные из бюджета ассигнования в интересах села;
• техника, передаваемая в лизинг селу, ставилась на баланс лизингополучателя, но оставалась в собственности государства и не облагалась налогом на имущество;
• номенклатуру техники для лизинга, а также квоты бюджетных лизинговых средств для каждого региона устанавливало Министерство сельского хозяйства РФ, что давало возможность Минсельхозу РФ маневрировать бюджетными средствами в зависимости от складывающихся природно-климатических условий в регионах, от сезонных особенностей, от уровня урожайности сельскохозяйственных культур в разных регионах.
Гибкий подход Минсельхоза и Правительства РФ к использованию лизинговых средств позволял в острые периоды подготовки к севу или уборке урожая отвлекать часть средств из лизингового фонда для создания на базах Росагроснаба сезонных запасов ремонтных материалов, запчастей и другой продукции сезонного спроса. После завершения сезонных работ эти средства возвращались в лизинговый фонд. За 1994—2002 г. Росагроснаб поставил аграрным товаропроизводителям продукции сезонного спроса на общую сумму 23 млрд. руб., что позволило продлить сроки службы изношенной сельскохозяйственной техники.
Тем не менее началось реформирование лизинговой деятельности под видом ее совершенствования.
Сначала были приняты правительственные решения о том, чтобы бюджетные средства на лизинг направлялись организациям, победившим на конкурсе. Но эти решения не выполнялись.
Начиная с 2001 г. в Законе «О федеральном бюджете» появилась запись о том, что лизинговые платежи должны направляться в доходную часть бюджета, ж с этого момента наращивание лизингового фонда было прекращено. Это значит, что накопленный за 8 лет лизинговый сфонд начал ежегодно сокращаться на 1,2—1,4 млрд. руб. в год. Вместо использования этих средств на новые закупки техники на выгодных для крестьян условиях они возвращаются в бюджет.
Был начат пересмотр действовавшего «Порядка проведения лизинговой деятельности», который длился более года и привел к дезорганизации всей этой работы, а затем, наконец, было принято упомянутое выше постановление Правительства РФ от 22 мая 2001 г. № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе». Все «совершенствование», предусмотренное этим постановлением, сведено к направлению лизинговых средств федерального бюджета на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».
Указанным постановлением Правительство РФ передало бюджетные средства, предназначенные для сельского хозяйства, в уставной капитал, то есть в собственность акционерного общества «Росагроснаб».
При этом были нарушены многие действующие правительственные и законодательные акты. В частности, никакого конкурса на право использования бюджетных средств не проводилось, хотя Указ Президента РФ от 08 апреля 94 г. № 305 и постановление Правительства от 29 октября 97 г. № 1367 не отменены. Таким образом, Росагролизинг стал полным монополистом в использовании бюджетных средств на эти цели.
Министерство сельского хозяйства, являвшееся до этого бюджетополучателем, перестало быть таковым. Вопрос об использовании сельских бюджетных средств решает теперь Совет акционерного общества. Этот Совет принял решение сделать лизинговые средства платными. Сельский лизингополучатель в 2002 г. платил 7 %, а в 2003 г. 4 % годовых «за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», которое, кстати, получило в собственность эти сельские средства из бюджета бесплатно. Тем самым грубо нарушен Закон «О банках», так как ОАО «"Росагролизинг"» присвоило себе права кредитной организации.
Отсутствие опыта работы в сельском хозяйстве, а также крайне узкий круг деятельности с неизбежностью привел ОАО «Росагролизинг» к многочисленным ошибкам в работе.
Во-первых, прошло весьма значительное удорожание техники, передаваемой в лизинг.Даже по отчетам, подготовленным самим ОАО «Росагролизинг», это удорожание составляет 39 % к заводской цене, в то время как в Росагроснабе это удорожание не превышало 14 %. И хотя теперь Росагролизинг снизил ставку платы «за пользование средствами его уставного капитала» с 7 до 4 % (что само по себе является произволом в обращении с бюджетными средствами), все равно удорожание остается недопустимо высоким. Кроме кредитных ставок Росагролизинг установил арендную плату не от остаточной, а от полной стоимости предметов лизинга, теперь крестьяне несут затраты на оформление залога и другие.
Производится предоплата заводам-изготовителям. В результате ряд регионов (Челябинская, Ростовская области, Алтайский край и др.) получили комбайны и другую технику в 2001— 2002 гг. еще до того, как на них были найдены лизингополучатели. Были упущены сроки уборки, пахоты, сева, потому что эта техника стояла на складах до следующих сроков выполнения этих работ, то есть в новом сельскохозяйственном году. В результате произошло не что иное, как прямое омертвление сельских бюджетных средств, упущенная выгода.
Во-вторых, Росагролизинг полностью самоустранился от вопросов организации технического сервиса предметов лизинга, что отрицательно сказывается на их сохранности в период аренды как государственной собственности.
Таким образом, «совершенствование» лизинговой деятельности повлекло за собой: резкое удорожание объектов лизинга; превращение лизинга из формы государственной поддержки села в инструмент его дальнейшего финансового ослабления; устранение Минсельхоза РФ от управления бюджетными средствами, направляемыми на техвооружение села; снятие ответственности за сохранность предметов лизинга, существенное снижение использования потенциала товаропроводящей и сервисной сети Росагроснаба.