Роль лизинга в техническом оснащении сельского хозяйства

В системе мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему АПК (дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям, машиностроительным предприятиям, налоговые и кредитные льготы, развитие оптовых рынков, сферы агросервиса и др.) важнейшим направлением является организация лизинговой предпринимательской деятельности.

Преимущество лизинга в сфере АПК состоит еще и в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы го­сударственного регулирования, например, налоговые и кредит­ные льготы. С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм производителей сельскохозяй­ственных машин. Развитие системы агролизинга способствует:

• преодолению диспаритета цен на сельхозтехнику и про­дукцию сельского хозяйства;

• расширению сбыта сельскохозяйственных машин и обо­рудования;

• повышению спроса на сельхозтехнику со стороны корпо­ративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств;

• рациональному сочетанию интересов изготовителей ма­шин, пользователей и лизингодателей.

Существенным условием развития агролизинга является возможность и потребность оплаты оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, то есгь путем встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной про­дукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как сельхозтоваропроизводителей, так: и государства или другого кредитора. Фьючерсные сделки позволяют организовать сель­скохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. Они выгодны и государству, так как гарантиру­ют поставки продукции в федеральный фонд. В связи с ростом цен на продовольствие агролизинг при фьючерсных сделках служит надежной защитой инвестиций в АПК и стабилизации продовольственного рынка.

Итак, агролизинг — это продажа машин, оборудования по­требителям с отсрочкой платежа, является как бы дальнейшим развитием и разновидностью проката технических средств, в то же время сходно с арендой материальных ценностей. По суще­ству же представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачива­ет владельцу машин (арендодателю) определенный процент за кредит, восполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг.

Таким образом, для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы — приобретение техники и ее финансирование. В результате обеспечивается кон­курентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств и дру­гих сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.

В общем случае в системе агролизинга участвуют изготови­тели (поставщики) машин, лизингодатели, пользователи (арен­даторы — сельскохозяйственные товаропроизводители), инвес­торы и финансово-кредитные учреждения, организации опто­вой и розничной торговли, предприятия по переработке сельс­кохозяйственной продукции, посредники, предоставляющие кон­сультационные, сервисные, учебные и другие услуги (рис. 6.10).

6.5.2 Порядок проведения агролизинговых операций

Практическое осуществление агролизинга предполагает при­ведение примерно восьми видов работ.

1. Уточнение перечня машин и оборудования: • оценка перспектив получения новых и подержанных ма­шин по экспорту;


Рис. 6.10. Общая система агролизинга

• изучение возможностей привлечения машин, временно свободных у промышленных, строительных и транспортных организаций;

• решение вопроса восстановления изношенных машин. 2. Уточнение состава услуг:

• выявление организации, занимающихся ремонтом и об­служиванием техники;

• оценка их возможностей по выполнению работ (сроки, расценки, мощности);

• проведение переговоров о транспортировке машин;

• оценка возможности самовывоза техники клиентами;

• определение целесообразности утилизации отслуживших свой срок изделии;

• разработка вопросов обучения и консультирования кли­ентов;

• решение вопросов предлизинговои подготовки машин;

• определение с вопросами страхования.

3. Выявление потребности:

• объемов постоянной, сезонной и эпизодической потреб­ности в разрезе типов машин и услуг.

4. Покупка сельхозтехники:

• заключение договоров кушга-продажи с изготовителями;

• заключение договоров аренды на получение машин во временное пользование;

• предлизинговая подготовка сельхозмашин;

• организация хранения машин (при необходимости).

5. Составление списка клиентов-лизингополучателей:

• установление контактов с организациями и органами аг­рарного сектора;

• разработка процедуры отбора клиентов;

• составление списка клиентов.

6. Отбор арендаторов (проектов):

• проведение рекламно-учебных мероприятий с возможны­ми клиентами;

• реализация процедуры отбора.

7. Оформление лизинговых отношений:

• заключение договоров на лизинговое обслуживание;

• поставка клиентам техники.

8. Определение ассортимента сельскохозяйственной продук­ции в качестве лизинговых платежей:

• заключение фьючерсных контрактов либо формулирова­ние условий в лизинговом договоре по количеству, качеству, ассортименту и срокам поставки сельскохозяйственной про­дукции;

• переговоры и заключение контрактов на перевозку, пере­работку продукции, а при необходимости и на ее сбыт.

Осуществление лизинговых сделок в сфере АПК до 2001 г. регулировалось постановлением Правительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышлен­ного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)»; а также Порядком обеспече­ния АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе, согласованным Минсельхозом, Минфином, ОАО «Росагроснаб» в мае 1995 г. (рис. 6.11, 6.12 и 6.13).

При этом ставка была сделана на отечественные машино­строительные заводы, многие из которых получили заказ от агрослужбы на изготовление и поставку машиностроительной продукции для агрокомплекса, что важно для сохранения оте­чественных машиностроительных предприятий.

В системе Росагроснаба функционируют 118 лизинговых компаний во всех регионах России, с выполнением ими в большинстве своем функций дилерских центров. Их лизинговая деятельность обеспечена Государственной лицензией.


Рис. 6.11. Формирование лизингового фонда в АПК

За прошедшие семь лет Росагроснабом было поставлено в лизинг товаропроизводителям агрокомплекса страны различ­ной техники, перерабатывающего и животноводческого обору­дования на сумму около 15 млрд. руб., в том числе тракторов более 25 тысяч, 6 тысяч автомобилей, свыше 26 тысяч зерно- и кормоуборочных комбайнов, около 40 тысяч единиц сельско­хозяйственных машин, на миллиард рублей оборудования для животноводства и перерабатывающих предприятий (рис. 6.14).

Однако, выделяемых госбюджетных финансовых средств крайне недостаточно. Учитывая, что 80 % машин находится за пределами амортизационных сроков их эксплуатации, объемы поставок техники должны быть увеличены в 4—5 раз только для обновления существующего парка машин. А с учетом потреб­ности в технике согласно нормативам эти объемы поставок должны быть увеличены в 8—10 раз.

И все же федеральный лизинг, хотя и вынужденная мера помощи крестьянам в приобретении техники, сыграл огром­ную положительную роль. Начиная с 1996 г., многие админис­трации регионов в местных бюджетах стали предусматривать финансовые средства на организацию регионального лизинга техники. По оперативным данным, за счет этих средств хозяй­ства и предприятия АПК получили в лизинг машин и оборудо­вания на сумму около 8 млрд. рублей.

Это существенная помощь, и она продолжает развиваться.

Таким образом, лизинг техники является сегодня основным, и, пожалуй, единственным способом оказания практической помощи АПК в приобретении машин и оборудования, в подъе­ме и укреплении материально-технической базы села и перера­батывающих предприятий. Лизинг техники в АПК позволяет вести обновление машинно-тракторного парка в пределах 2 %, что пока крайне недостаточно.

Сущность федерального лизинга техники в АПК в 1994— 2000 гг. заключалась в следующем.

В соответствии с бюджетом страны на очередной год Мини­стерство финансов РФ перечисляю предусмотренные на лизинг техники финансовые средства Минсельхозу РФ (оператор — Ро-сагроснаб), который затем осуществлял лизинговые операции до конца срока лизинга.

Определялись квоты финансовых средств для каждого ре­гиона страны в зависимости от наличия и обеспеченности тех­никой. Затем формировались заявки на технику в соответствии с вьщеленными квотами по номенклатуре и количеству машин и оборудования.

Рис. 6.12. Определение номенклатуры и объемов поставки техники в

АПК по лизингу


Рис. 6.13. Порядок проведения лизинговых операций

Рис. 6.14. Поставка основных видов техники в 1994—2002 годах через систему Росагроснаба

Сводные заявки с указанием реквизитов направлялись к изготовителям, которые по требованиям Росагроснаба-лизин-годателя производили отгрузку техники потребителям-субли­зингодателям, которыми являлись региональные агроснабы. После получения подтверждения агроснабом комплектности и исправности поставленной техники оператор (Росагроснаб) производил ее оплату поставщикам: в полном объеме.

Региональный агроснаб-сублишнгодатель производил дос-борку, предпродажное обслуживание машин, получал первый взнос от лизингополучателя и передавал ему технику в лизинг на срок в зависимости от стоимости предмета лизинга.

Первый и последующие взносы перечислялись лизингода­телю — Росагроснабу, который на эти суммы вновь приобретал технику для передачи ее в лизинг хозяйствам этого же региона.

Техника, переданная в лизинг, является собственностью лизингодателя до полного ее выкупа. Она подлежит страхова­нию лизингополучателем, который по договору несет ответствен­ность за ее сохранность.

Участники лизинга осуществляли свою деятельность на до­говорной основе. Договорами предусматривались ответствен­ности сторон, порядок взаиморасчетов и т. д.

Такая схема лизинга техники существовала, как уже отме­чалось, до 2001 года.

В соответствии с Законом «О бюджете на 2001 год», а также принятым 22 мая 2001 г. постановлением Правительства РФ № 404 и изменениями к Закону «О бюджете на 2001 год» в^дизинго-вую деятельность были внесены серьезные коррективы.

Так, возвратные платежи за технику, поставленную по ли­зингу до 2001 года, теперь не направляются на новые закупки техники для передачи ее в лизинг, а идут в доходную часть бюджета. То есть ранее накопленный лизинговый фонд прак­тически возвращается государству.

Кроме того, оператором лизинга определена государствен­ная компания ОАО «Росагролизинг». При этом выделяемые на лизинг средства стали платными.

Вместе с тем, Росагролизинг не располагает товаропрово­дящей сетью и предприятиями сервиса, а значит вынужден их арендовать, что в целом привело к значительному удорожанию предметов лизинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: