В системе мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему АПК (дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям, машиностроительным предприятиям, налоговые и кредитные льготы, развитие оптовых рынков, сферы агросервиса и др.) важнейшим направлением является организация лизинговой предпринимательской деятельности.
Преимущество лизинга в сфере АПК состоит еще и в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например, налоговые и кредитные льготы. С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм производителей сельскохозяйственных машин. Развитие системы агролизинга способствует:
• преодолению диспаритета цен на сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства;
• расширению сбыта сельскохозяйственных машин и оборудования;
• повышению спроса на сельхозтехнику со стороны корпоративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств;
• рациональному сочетанию интересов изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.
|
|
Существенным условием развития агролизинга является возможность и потребность оплаты оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, то есгь путем встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной продукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как сельхозтоваропроизводителей, так: и государства или другого кредитора. Фьючерсные сделки позволяют организовать сельскохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. Они выгодны и государству, так как гарантируют поставки продукции в федеральный фонд. В связи с ростом цен на продовольствие агролизинг при фьючерсных сделках служит надежной защитой инвестиций в АПК и стабилизации продовольственного рынка.
Итак, агролизинг — это продажа машин, оборудования потребителям с отсрочкой платежа, является как бы дальнейшим развитием и разновидностью проката технических средств, в то же время сходно с арендой материальных ценностей. По существу же представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачивает владельцу машин (арендодателю) определенный процент за кредит, восполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг.
Таким образом, для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы — приобретение техники и ее финансирование. В результате обеспечивается конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.
|
|
В общем случае в системе агролизинга участвуют изготовители (поставщики) машин, лизингодатели, пользователи (арендаторы — сельскохозяйственные товаропроизводители), инвесторы и финансово-кредитные учреждения, организации оптовой и розничной торговли, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, посредники, предоставляющие консультационные, сервисные, учебные и другие услуги (рис. 6.10).
6.5.2 Порядок проведения агролизинговых операций
Практическое осуществление агролизинга предполагает приведение примерно восьми видов работ.
1. Уточнение перечня машин и оборудования: • оценка перспектив получения новых и подержанных машин по экспорту;
Рис. 6.10. Общая система агролизинга
• изучение возможностей привлечения машин, временно свободных у промышленных, строительных и транспортных организаций;
• решение вопроса восстановления изношенных машин. 2. Уточнение состава услуг:
• выявление организации, занимающихся ремонтом и обслуживанием техники;
• оценка их возможностей по выполнению работ (сроки, расценки, мощности);
• проведение переговоров о транспортировке машин;
• оценка возможности самовывоза техники клиентами;
• определение целесообразности утилизации отслуживших свой срок изделии;
• разработка вопросов обучения и консультирования клиентов;
• решение вопросов предлизинговои подготовки машин;
• определение с вопросами страхования.
3. Выявление потребности:
• объемов постоянной, сезонной и эпизодической потребности в разрезе типов машин и услуг.
4. Покупка сельхозтехники:
• заключение договоров кушга-продажи с изготовителями;
• заключение договоров аренды на получение машин во временное пользование;
• предлизинговая подготовка сельхозмашин;
• организация хранения машин (при необходимости).
5. Составление списка клиентов-лизингополучателей:
• установление контактов с организациями и органами аграрного сектора;
• разработка процедуры отбора клиентов;
• составление списка клиентов.
6. Отбор арендаторов (проектов):
• проведение рекламно-учебных мероприятий с возможными клиентами;
• реализация процедуры отбора.
7. Оформление лизинговых отношений:
• заключение договоров на лизинговое обслуживание;
• поставка клиентам техники.
8. Определение ассортимента сельскохозяйственной продукции в качестве лизинговых платежей:
• заключение фьючерсных контрактов либо формулирование условий в лизинговом договоре по количеству, качеству, ассортименту и срокам поставки сельскохозяйственной продукции;
• переговоры и заключение контрактов на перевозку, переработку продукции, а при необходимости и на ее сбыт.
Осуществление лизинговых сделок в сфере АПК до 2001 г. регулировалось постановлением Правительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)»; а также Порядком обеспечения АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе, согласованным Минсельхозом, Минфином, ОАО «Росагроснаб» в мае 1995 г. (рис. 6.11, 6.12 и 6.13).
При этом ставка была сделана на отечественные машиностроительные заводы, многие из которых получили заказ от агрослужбы на изготовление и поставку машиностроительной продукции для агрокомплекса, что важно для сохранения отечественных машиностроительных предприятий.
В системе Росагроснаба функционируют 118 лизинговых компаний во всех регионах России, с выполнением ими в большинстве своем функций дилерских центров. Их лизинговая деятельность обеспечена Государственной лицензией.
|
|
Рис. 6.11. Формирование лизингового фонда в АПК
За прошедшие семь лет Росагроснабом было поставлено в лизинг товаропроизводителям агрокомплекса страны различной техники, перерабатывающего и животноводческого оборудования на сумму около 15 млрд. руб., в том числе тракторов более 25 тысяч, 6 тысяч автомобилей, свыше 26 тысяч зерно- и кормоуборочных комбайнов, около 40 тысяч единиц сельскохозяйственных машин, на миллиард рублей оборудования для животноводства и перерабатывающих предприятий (рис. 6.14).
Однако, выделяемых госбюджетных финансовых средств крайне недостаточно. Учитывая, что 80 % машин находится за пределами амортизационных сроков их эксплуатации, объемы поставок техники должны быть увеличены в 4—5 раз только для обновления существующего парка машин. А с учетом потребности в технике согласно нормативам эти объемы поставок должны быть увеличены в 8—10 раз.
И все же федеральный лизинг, хотя и вынужденная мера помощи крестьянам в приобретении техники, сыграл огромную положительную роль. Начиная с 1996 г., многие администрации регионов в местных бюджетах стали предусматривать финансовые средства на организацию регионального лизинга техники. По оперативным данным, за счет этих средств хозяйства и предприятия АПК получили в лизинг машин и оборудования на сумму около 8 млрд. рублей.
Это существенная помощь, и она продолжает развиваться.
Таким образом, лизинг техники является сегодня основным, и, пожалуй, единственным способом оказания практической помощи АПК в приобретении машин и оборудования, в подъеме и укреплении материально-технической базы села и перерабатывающих предприятий. Лизинг техники в АПК позволяет вести обновление машинно-тракторного парка в пределах 2 %, что пока крайне недостаточно.
Сущность федерального лизинга техники в АПК в 1994— 2000 гг. заключалась в следующем.
В соответствии с бюджетом страны на очередной год Министерство финансов РФ перечисляю предусмотренные на лизинг техники финансовые средства Минсельхозу РФ (оператор — Ро-сагроснаб), который затем осуществлял лизинговые операции до конца срока лизинга.
|
|
Определялись квоты финансовых средств для каждого региона страны в зависимости от наличия и обеспеченности техникой. Затем формировались заявки на технику в соответствии с вьщеленными квотами по номенклатуре и количеству машин и оборудования.
Рис. 6.12. Определение номенклатуры и объемов поставки техники в
АПК по лизингу
Рис. 6.13. Порядок проведения лизинговых операций
Рис. 6.14. Поставка основных видов техники в 1994—2002 годах через систему Росагроснаба
Сводные заявки с указанием реквизитов направлялись к изготовителям, которые по требованиям Росагроснаба-лизин-годателя производили отгрузку техники потребителям-сублизингодателям, которыми являлись региональные агроснабы. После получения подтверждения агроснабом комплектности и исправности поставленной техники оператор (Росагроснаб) производил ее оплату поставщикам: в полном объеме.
Региональный агроснаб-сублишнгодатель производил дос-борку, предпродажное обслуживание машин, получал первый взнос от лизингополучателя и передавал ему технику в лизинг на срок в зависимости от стоимости предмета лизинга.
Первый и последующие взносы перечислялись лизингодателю — Росагроснабу, который на эти суммы вновь приобретал технику для передачи ее в лизинг хозяйствам этого же региона.
Техника, переданная в лизинг, является собственностью лизингодателя до полного ее выкупа. Она подлежит страхованию лизингополучателем, который по договору несет ответственность за ее сохранность.
Участники лизинга осуществляли свою деятельность на договорной основе. Договорами предусматривались ответственности сторон, порядок взаиморасчетов и т. д.
Такая схема лизинга техники существовала, как уже отмечалось, до 2001 года.
В соответствии с Законом «О бюджете на 2001 год», а также принятым 22 мая 2001 г. постановлением Правительства РФ № 404 и изменениями к Закону «О бюджете на 2001 год» в^дизинго-вую деятельность были внесены серьезные коррективы.
Так, возвратные платежи за технику, поставленную по лизингу до 2001 года, теперь не направляются на новые закупки техники для передачи ее в лизинг, а идут в доходную часть бюджета. То есть ранее накопленный лизинговый фонд практически возвращается государству.
Кроме того, оператором лизинга определена государственная компания ОАО «Росагролизинг». При этом выделяемые на лизинг средства стали платными.
Вместе с тем, Росагролизинг не располагает товаропроводящей сетью и предприятиями сервиса, а значит вынужден их арендовать, что в целом привело к значительному удорожанию предметов лизинга.