Обнимите малыша покрепче и скажите «мое–мое, никуда не пущу», а сами шепните ему «убегай!» и дайте возможность вырваться и отбежать. Там вы его догоняете, и… повторяется то же. Это полный восторг!
И нагляднейший пример того, что сейчас происходит внутри ребенка – хочется и вырываться и удрать (стремление к самостоятельности!), но при этом чувствовать надежные мамины руки.
Малыши любят играть в «догонялки» и прятки как раз из-за двойственности ощущений, возникающих во время игры: состояния независимости (когда убегает от вас) и единства (когда оказались пойманными).
Быть с мамой и без. Самому и с помощником. Такая раздвоенность собственных желаний непонятна для малыша, а порой и мучительна. Он становятся и требовательней, и капризней, и готов кричать своё «неть!» по поводу и без повода.
Помнится, мы в столь бурное время приловчились делать наоборот. Дочку зовёшь – она: «Неть!», - не подходит. Тогда говорили: «Не подходи ко мне»… «Не кушай…», «лезь вот туда…». И она радостно делала наоборот. Помогало.
Кризисные изменения охватывают все сферы жизни ребёнка
Отношение к людям. Увеличивается избирательность. Малыш разными взрослыми ведёт себя по-разному: осторожен и недоверчиво (порою до неприязни) с незнакомыми, требователен (порою до агрессивности) к самым близким, своим.
Отношение к самому себе. Утверждает, отстаивает права на самостоятельность и независимость – требует, чтобы его желания исполнялись, обижается и протестует при подавлении прав.
Отношения к своим занятиям. Резко возрастает самостоятельность. В той области, которую специалисты называют сферой предметной деятельности, малыш активно овладевает новыми способами игр и действий с предметами, стремится всё делать сам, даже то, что ещё не освоил /не умеет.
«Ну, вот что делать? – сетует бабушка. – Играет в песочнице, лепит куличики. Что-то не получилось – заревел и зовёт; я подхожу, совочек беру, только хотела помочь, - заорал ещё громче».