Как повлиять на детское поведение

- Ага, - сказала весёлая мама, - я знаю: малыш в этом возрасте – активный исследователь. Но, к сожалению, исследователь без тормозов».

- Как начал ходить, - подхватила другая, – никакой послушности. Даже нарочно шкодит, обои отрывает, клацает пультом, делает громкость на всю. Постоянно поясняю, что так делать нельзя, пока не помогает. Ругать и наказывать?

Пояснения мало помогут.

Лет до двух, а то и до двух с половиной малыш ещё не отделил, не выделил себя из окружающего мира, и поэтому авторство собственного проступка не осознаёт. Вы говорите ему: «Ты зачем ободрал обои?!», - а малыш, по сути, не в курсе: то ли он отодрал обои, то ли сами со стенки спрыгнули, когда он пытался их сковырнуть.

Так что ругать и наказывать его за «хулиганство» бессмысленно и даже опасно. Он усвоит только одно: я плохой и мама меня не любит.

Куда эффективнее не ругать малыша (и тем более не наказывать), а предвидеть и предотвращать ситуации, которые могут вызвать нежелательное поведение. (Например, убрать пульт повыше - подальше, чтобы он не попадался на глаза малышу).

А ещё придумайте заменители (вместо обоев, например, предлагайте порвать газеты).

А если нет сил сдержаться – сетуйте-обижайтесь не на мелкого хулигана, а на сложившиеся обстоятельства: «Господи, да что же это такое! Мои дорогие чистенькие обои!» (ну, и т.д.).

Как же влиять на действия, на поведение малыша?

Через ограничения и запреты.

О том, как запрещать, чтобы ребёнок послушался, мы писали в книге «Любить без условий, растить без усилий». Здесь очень кратко напомним.

Как правильно запрещать, чтобы ребёнок послушался

Соблюдайте четыре важных условия:

1. Постоянство запретов. То, что нельзя – то нельзя никогда (а не так: сию минуту нельзя, а через полчасика – можно).

2. Их обоснованность. Обосновываются запреты

а) личным примером взрослого,

б) личным опытом (неприятным, например, потрогал ещё не совсем остывший чайник);

в) объяснением (причём объяснение должно быть не столько словесное, сколько наглядное).

3. Умение замещать. То есть запрещаете – и тут же предлагаете что-то другое, или переключаете внимание малыша, или даёте возможность выбора, или создаёте приятную перспективу.

4. Причина запрета должна быть ребёнку понятна.

Лет после двух – двух с половиной малыш начинает осознавать, что автор содеянного – он сам. Мало того, до него постепенно доходит, что одни поступки вас радует (значит, будет считаться хорошим), другой огорчает (и будет считаться плохим). Самое время помочь малышу как следует разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: