О бщение взрослого и малыша переходит на новый уровень, оно приобретает деловой, (объектно-направленный, как говорят педагоги) характер. Идёт процесс социализации (т.е. малыш усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей, тех самых, которые в будущем позволят ему стать полноправным членом общества).
От полутора до двух лет м алыш совершенствуется в приобретённых ранее навыках. Он определяет своё место в среде обитания - среди близких ему людей, отстаивает это место, хочет, чтобы считались с его желаниями, требует уважительного к себе отношения.
Сейчас уже в целом можно определить характер ребёнка.
Качественный скачок в развитии происходит вместе с овладением речью. Если раньше ребёнок мог «высказать» только с помощью мимики, жестов и/или звукосочетаний, то теперь переходит к словам.
Словами он может выразить свои желания, просьбы, сообщения. Он уже может понять (а потом и назвать) элементарные человеческие чувства.
Совет: чтобы малыш учился в них разбираться, обозначайте чувство словам в подходящий момент («Ванечка сердится»… «пожалей дедушку»… «киска испугалась и убежала»… «Ванечка радуется: папа пришёл»).
От двух до трёх лет - в ремя интенсивного активного умственного развития малыша. Это возраст, говоря языком психологии, отделения внутренних объектов. Маленький человек обнаруживает, что и папа, и мама, и он сам — это разные личности. И начинает осознавать себяличностью, отдельной, неповторимой и уникальной.
И снова у мам возникают вопросы:
«Боюсь, дочка становится жадинкой. О чём речь не зайдёт, всё у неё «моё» - кроватка, тарелка, игрушки. Ну и «неть» - куда ж без него.Что ни скажу – слышу сплошное «неть!». «Кушать хочешь?» - «неть!», «Пойдём гулять!» - «неть!», «Поцелуй маму» - «неть!» (и может тут же полезть целоваться)».
Мы успокоили маму, дав ей такой ответ.
Годам в двум у малыша появляется осознание собственного «Я»: он начинает себя ощущать отдельным, независимым существом. И ему очень нравится эта «отдельность», а особенно то, что ему (лично ему!) в этом мире что-то принадлежит.