Сначала всё вроде бы в порядке: ребёнок под крылышком, родственники спокойны. Но постепенно, постепенно, незаметно, юный человек отдаляется от нас, и закрывается, и меняется, и теряет то лучшее, что заложено в нём природой, то, с чем пришёл в этот мир, и ради чего пришёл – забывает…
И жёстким контролем, и плотной опекой мы тоже не сразу опутываем человека. Мы ведь не хотим ему зла. Поначалу, когда он совсем‑совсем маленький, так и надо: опекать и оберегать. И мы и опекаем, и оберегаем. А потом, по мере роста и развития, когда пора давать всё больше простора, всё больше возможности проявить и испытать себя, у кого‑то из нас на это не хватает духу.
И тут родителей можно понять. Пока сокровище было маленьким, оно во всём, буквально во всём, зависело от нас: благополучие, здоровье, безопасность…Мы привыкли опекать его и заботиться о нём. Но каком – то этапе наша опёка становилась тесноватой для малыша – и он громогласно заявлял об этом.
И тогда мы отступали – чуть – чуть, и бдительно следили, чтобы он не перешагнул дозволенную черту. Так повторялось и раз, и три, и всё – всё время.
|
|
Но странное дело! Чем старше становится наше сокровище, тем труднее было поверить, как быстро оно растёт. И набирается опыта. И мудреет.
Каждый раз приходится делать усилие, чтобы подрасти и самим – как родителям. Чтобы понять, что уже можно позволить ребёнку, а что рановато, какие решения он может принимать сам, а где неизбежно ошибётся. Одни из нас делают это более успешно, другие – менее, но у всех родителей сохраняется стойкий рефлекс, почти безусловный: вмешиваться и за‑щи‑щать.
Как же найти этот баланс, эту разумную середину, чтобы и уберечь от опасности, и не держать ребёнка на поводке?
Мы повторимся опять. Любить безусловно.
Безусловная любовь к своему ребёнку – это ещё и преодоление самого себя, своих родительских страхов.
Мы помним, что ребёнок растёт, и с каждым годом нуждается в свободе всё больше и больше. Но помня ещё и о том, что свобода – не синоним «разбирайся-ка сам, отпускаю», т.е. бесконтрольность.
Прежде чем дать очередную дозу свободы, юному человеку надо помочь подготовиться к ней.
Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе и неплохо), и ни одному ребёнку как то не верится, что именно с ним, именно с ним может произойти несчастье. Отсюда – тот самый налёт легкомыслености или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем со школьниками – подростками.