Дочка всё время путала туфельки, правую одевала не левую, левую наоборот. Мама подсказывала и поправляла, дочка поправки слушала, а запомнить никак не могла.
И вот однажды мама не стала рассказывать и показывать, а просто поставила рядом обе туфли носочками врозь и спросила:
- Как ты думаешь, туфли дружат друг с другом или поссорились?
Дочка потрогала, переставила, снова вернул, как было.
- У них носы в разные стороны, туфли поссорились. - Потом поставила по-другому, так, как положено их обувать. Засмеялась:
- Ой, мама, смотри, подружились!
Засмеялась, одела на ножки. Левую на левую, правую на правую. И больше не путала – научилась правильно определять.
Что помогло запоминанию? Образ (туфли дружат - туфли поссорились) + то, что ответ на вопрос отыскала САМА
Почему ребёнок не раздевается?
Сына раздеть или переодеть – катастрофа. Как убряхтается во что с утра, так и ходит весь день. Днём - так спать в рубашке ложится. А вечером майку снять – то ничего, а то вой до небес. Почему? Что в этом может быть неприятного?
|
|
Одежда – это наша вторая кожа, преграда между внешней средой и телом. Бывает так: пока на ребёнке что-то надето – это сигнал в подсознание: «Всё в порядке, ты защищён». Снята одежда – защита исчезла.
В общем, одежда поддерживает в маленьком человеке уверенность и спокойствие. И возможно, такое поведение помогает ему преодолеть какое-то травматическое для психики воспоминание.
Однако ощущение безопасности, защищённости и покоя должно быть у малыша связано с родителями. Значит, где-то эта связь потерялась, постарайтесь её вернуть.
Учимся, но не мучимся
Новые навыки возникают не сразу, они вырабатываются постепенно.
Когда дочка была совсем – совсем маленькой и не умела ходить, вы терпеливо водили её за ручки. Тут – то же самое. Сначала «ведём за ручку», потом малыш справляется сам.
Мы, не задумываясь, наливаем воду в стакан из бутылки. А у маленького ребёнка, который ещё наливать не умеет, вот так, не задумываясь, не получится. Смотрите, сколько действий сначала придётся освоить. Ему надо: поставить стакан, снять пробку, наклонить бутылку, проследить, чтобы льющаяся вода не перелилась через край, вовремя остановиться, приподнять эту бутылку… Многоэтапный процесс. И на каждом этапе надо сосредоточиться.
Чтобы ребёнок хорошо осваивал новые действия, надо показать и проработать с ним каждый этап. Причём поначалу повторяйте все действия в одном и том же порядке.