Стремление к самореализации

Напомним. Самореализация – это стремление и потребность реализовать свою уникальность, это потребность делать то, что тебе нравится, к чему ты имеешь способности и таланы

Это высшая потребность человека!

Правда, не каждый подросток может ясно понять, чем именно одарила его природа и целенаправленно развивать в себе этот дар. Но потребность – то не денется никуда! И тогда он примется его реализовывать в несимпатичной форме. Подменяя призвание не эрзац. Один рисует картины, другой рисует (и очень талантливо) на заборе лихие слова. А дар-то у обоих - художественный. Один занимается таэквандо, другой «таэквандирует» в дворовых разборках…

Вы нас, конечно, поняли.

Просто необходимо стремленье подростка тактично направить в нужное, полезное для него и общества русло. А по сути - помочь отыскать самого себя и - ответить на главный вопрос, который скоро, так скоро, всплывёт откуда-то из самых глубин души: «Зачем я на эту Землю пришёл? В чём моё предназначение?»

Стремление реализовать себя и свои способности у подростков настолько сильн о, что … грех этим не воспользоваться.

Кто-то своё главное увлечение (дар!) сразу находит. Но чаще – не сразу. Ребёнок идёт «на ощупь»; пробуя то – другое, он в конце концов натыкается на своё.

Привлекайте подростков своих к разным занятиям, кружкам, заботам и - помогите в этом многообразии отыскать (понять, определить)своё главное. К чему имеет особые способности и таланты.

Стремление к самореализации у ребёнка поначалу проявляется в том, что он начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности. Так что- присматривайтесь внимательнее, а) чем он займётся с большей охотой и б) что получается лучше всего. Совпадение а) и б) вам подскажет природную склонность ребёнка.

Иногда говорят: «Мой ничем не хочет заняться». Поверьте: так не бывает!

или – вы просто не знаете, чем он увлечён

или – что-то мешает, очень мешает ему. Есть препятствия на пути.

Самое вредное – боязнь неудачи.

В классе готовились к весёлому мероприятию - КВНу. Саше очень хотелось участвовать, но его всё не выбирали и не выбирали. Осталось два незанятых места. «Кто хочет ещё?», - спросила учительница. Саша робко поднял руку. «Нет, Саша, тебя не возьмём, ты ничего не умеешь делать». Так учительница сказала, и мальчик сник. Возможно, она имела виду что он не умеет быстро ориентироваться и отвечать на вопросы. Но Саша понял: «я не достоин, я неумелый» (класс, кстати, тоже понял имен так, потому что с 4-го класса и до 8 Александр не участвовал ни в одном школьном мероприятии!) Я знаю это точно: нам долго пришлось его убеждать, уговаривать, чтобы вовлечь в «Посвящение в ученики», когда он пришёл к нам в училище. Уж больно выглядел колоритно и на роль подходил. Уговорили. «Посвящение» вышло весёлым. А через пару месяцев в группах готовились к конкурсному концерту. А потом – к новогоднему вечеру… В общем, за все три года ученья, пожалуй, ни одно мероприятие без него не обошлось. И он постоянно срывал аплодисменты.

Это наша задача, взрослых – доказать «ты сумеешь, ты сможешь», чтоб поверил в успех. Найти дело по плечу и нарисовать заманчивые перспективы.

Ребёнку, а подростку тем более, необходимо чувствовать свою нужность, незаменимость, важно почувствовать себя победителем. И в первую очередь – победить свой собственный страх.*. А уж в каком он деле себя найдёт – тут как душа попросит.

(О том, что делать, если ребёнок не хочет в школу ходить, о том, как благополучно преодолеть - в Книге «Мой ребёнок не боится», гл. «Антология школьных страхов»)

Это наша задача, взрослых – доказать, так доказать, чтоб человек поверил в успех. Помочь найти дело, чтоб по плечу и нарисовать заманчивые перспективы.

Тест-ситуация

«Мне всё равно»

Напомним, что стремление к самореализации у подростка поначалу проявляется в том, что он начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности. Причём, что лучше всего у него получается, тем и займётся с особой охотой. К сожалению, у некоторых подростков лучше всего получается воевать с собственными родителями.

Вы часто слышите от своего подростка фразу такую: «Мне всё равно»?

Если да – обратите внимание, по какому поводу ваш ребёнок так говорит.

Эта фраза – знак того, что ребёнок учится владеет собой. Правда, знак (извините за тавтологию) со знаком «минус». Слишком частое «Мне всё равно», к сожалению, означает, что между вами уже пролегла полоса отчуждения. И лодочка вашего взаимопонимания того и гляди разобьётся о быт.

Итак, Две ситуации..

Вы приглашаете детку вместе чем-то заняться, спрашиваете: «ты не против?», а детка вам: «мне всё равно…»

Вы дочку/сына о чём-то просите. Он просьбы вашей не выполняет. Его заставляют. Он отказывается наотрез. Вы не выдерживаете и говорите: «раз ты это не делаешь, значит, не пойдёшь гулять» (или – запрещаем играть на компьютере, или – не пускают в поход (и т.п.), в общем, выдвигают контраргумент – наказание). А сын (или дочка) в ответ произносит с видом весьма равнодушным: «Мне всё равно».

Вопрос: детке действительно всё равно или нет?

Ответ: Нет. На самом деле ему вовсе даже не всё равно. И вредная фраза имеет два продолжения, «А» или «Б».

Продолжение «А».

А) Мне всё равно, что вы тут говорите. Сказал: не буду, значит, не буду» (подтекст: «не заставите! ни за что!).

Что это? Это упрямство, и оно говорит, что вы в своё время или слишком часто уступали или слишком часто на дочку/сына, и теперь авторитарные «заставляния» деток так и подталкивают идти поперёк.

Никакие воспитательно-моральные доводы и аргументы сейчас для него не имеют веса: они со свистом пролетают мимо детский ушей.

А если при этом вы ещё выйдете из себя – то доставите детке особое удовольствие. Потому что – ему нравится чувствовать свою силу над вами и – вас доводить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: