Предмет педагогической психологии

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить понятие ее объекта и предмета.

Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т. д.

Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так, человек изучается антропологией, физиологией, психологией, социологией, педагогикой и т. д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, то есть то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеет общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Так, если предметом возрастной психологии являются закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, то предметом педагогической психологии прежде всего являются механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения определяет тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов.

Прежде чем дать развернутое определение предмета педагогической психологии, необходимо обратить внимание также и на то, что образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.) представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление. Сложность, многокомпонентность процесса обучения были отмечены еще великими дидактами — Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость «... принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обученияучебный предметобъект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя»1. (Существенно здесь, что еще в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.) Этот многокомпонентный состав образовательного процесса в педагогической психологии рассматривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов, от согласования действий которых зависит эффективность учения: т. е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают»2. При этом исследователями этого процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов.

Соответственно сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социо-

1 Дистервег А. Изкниги «Руководство кобразованию немецких учителей» // Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971. С. 221.

2 Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972 С. 152

культурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах... закономерности формирования у школьников... творческого активного мышления... изменения в психике»1, т. е. формирование психических новообразований. В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Приведенное выше определение того, что изучает педагогическая психология, красноречиво свидетельствует о сложности, многоаспектности и неоднородности ее предмета.

На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной. Так, отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.) образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев и др.), управление процессом освоения обобщенных способов действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.), учебную мотивацию (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.), индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (В. С. Мерлин, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик и др.). В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения,

1 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 7.

формирование познавательных процессов... (добавим, и прежде всего теоретического мышления)... «отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися»1 в общем контексте задачи формирования личности учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: