Модели
Цели игры Формулирование игровых целей
— создание «катастроф», Сценарий игры — задание поведенческих противоречий, — сжатие или растяжение игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации, — повышение импровизационности игры. |
— введение противоположных по интересам ролей, Комплект ролей и — введение двойных ролей (смена ролей в процессе игры), функций игроков — создание портрета роли, — градация роли по оттенкам, — введение персонажа «ИКС» в игру, — конструирование игровых прав и обязанностей игроков. |
Правила игры — конструирование игровых правил (в дополнение к реальным). |
1 Вербицкий А. А. Указ. соч. С. 169.
— игровая «упаковка» документации, Комплект игровой — создание опознавательных знаков, символов, эмблем, документации — оформление материалов игры с использованием графики. |
Система оценивания — система критериев, баллов, визуальное представление результатов оценивания. |
Данное направление обучения, реализуя принципы системности, активности, осуществляет основное назначение высшего образования — глубинную профессионально-предметную и социальную подготовку специалистов.
Рассмотренные выше направления современного образования: традиционное, проблемное, программированное (на бихевиористской основе и на фундаменте теории поэтапного формирования умственных действий), алгоритмизация обучения, знаково-контекстное обучение достаточно редко реализуются в «чистом» виде, в первоначальном варианте. Каждое из них включает элементы другого. Так, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий и знаково-контекстное обучение включают проблемность, проблемные задачи; традиционное обучение включает элементы контекстного и т. д.
Самоочевидно, что обоснованное соединение этих направлений обучения может действительно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, в частности, особенностями мыслительной деятельности, программируемость, активность, самостоятельность и учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Личностно-деятельностный подход как основа организации
Образовательного процесса