Общая характеристика категории субъекта

Каковы же характеристики субъекта с общефилософской позиции? Приведем эти характеристики, по С. Л. Рубинштейну.

Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку, С. Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознания человека; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание2. Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах» (С. Л. Рубинштейн). Здесь существенно подчеркнуть положение А. Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их «односторонность»3.

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 275.

2 Там же. С. 326.

3 Леонтьев А. Н. Избр. психолог, произв. Т. I. М., 1983. С. 157.

В-третьих, общественный субъект может реализоваться и в конкретном индивиде. Поэтому «субъект наукиэто человечество, субъект речиэто вместе с индивидом и народ»1.

Рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С. Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности«Я» данного индивида»2. Это положение выступает в качестве одной из основных, четвертой характеристикой не только субъекта, но и самой деятельности. В-пятых, субъект — сознательно действующее лицо, самосознание которого — это «осознание себя как существа осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельностипрактической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе»3.

В-шестых, каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому (как было отмечено еще А. Смитом, К. Марксом в теории зеркала, согласно которой человек Петр, смотрясь в Павла как в зеркало и принимая его оценки, формирует самооценку). В-седьмых, каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. Это определение получает в теории С. Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни». Восьмая характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

1 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С. 337.

2 Там же. С. 334.

3 Там же. С. 335.

Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле»1 (выделено мной. — И. З.).

Отметим еще одну, девятую, характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа (по А. Н. Леонтьеву). Согласно А. Н. Леонтьеву2, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А. Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» и «субъектности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности.

Важно отметить, что, подходя к понятию субъекта с других — операциональных — позиций, Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих его характеристик. Ж. Пиаже справедливо подчеркивает, что так же, как объект не «дан» субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы «строится» им для себя, так и субъект «не дан» себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т. е. делает себя реальностью для самого себя3.

По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща фун-

1 Цит. по: Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. С. 6.

2 Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 2. С. 125—126.

3 Лекторский В. А., Садовский В. П., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Жан Пиаже. Избр. психологические труды. М., 1969. С. 50.

кциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемешивание, комбинирование, удаление и т. д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Л. Ф. Обухова, анализируя эту позицию Ж. Пиаже и всей Женевской школы, отмечает, что формула «Стимул — Реакция», согласно Ж. Пиаже, должна писаться как «СтимулОрганизующая деятельность субъектаРеакция»1. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле — взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: