Каковы же характеристики субъекта с общефилософской позиции? Приведем эти характеристики, по С. Л. Рубинштейну.
Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку, С. Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознания человека; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание2. Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах» (С. Л. Рубинштейн). Здесь существенно подчеркнуть положение А. Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их «односторонность»3.
1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 275.
|
|
2 Там же. С. 326.
3 Леонтьев А. Н. Избр. психолог, произв. Т. I. М., 1983. С. 157.
В-третьих, общественный субъект может реализоваться и в конкретном индивиде. Поэтому «субъект науки — это человечество, субъект речи — это вместе с индивидом и народ»1.
Рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С. Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности — «Я» данного индивида»2. Это положение выступает в качестве одной из основных, четвертой характеристикой не только субъекта, но и самой деятельности. В-пятых, субъект — сознательно действующее лицо, самосознание которого — это «осознание себя как существа осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности — практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе»3.
В-шестых, каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому (как было отмечено еще А. Смитом, К. Марксом в теории зеркала, согласно которой человек Петр, смотрясь в Павла как в зеркало и принимая его оценки, формирует самооценку). В-седьмых, каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. Это определение получает в теории С. Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни». Восьмая характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.
|
|
1 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С. 337.
2 Там же. С. 334.
3 Там же. С. 335.
Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле»1 (выделено мной. — И. З.).
Отметим еще одну, девятую, характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа (по А. Н. Леонтьеву). Согласно А. Н. Леонтьеву2, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А. Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» и «субъектности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности.
Важно отметить, что, подходя к понятию субъекта с других — операциональных — позиций, Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих его характеристик. Ж. Пиаже справедливо подчеркивает, что так же, как объект не «дан» субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы «строится» им для себя, так и субъект «не дан» себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т. е. делает себя реальностью для самого себя3.
По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща фун-
1 Цит. по: Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. С. 6.
2 Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 2. С. 125—126.
3 Лекторский В. А., Садовский В. П., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Жан Пиаже. Избр. психологические труды. М., 1969. С. 50.
кциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемешивание, комбинирование, удаление и т. д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Л. Ф. Обухова, анализируя эту позицию Ж. Пиаже и всей Женевской школы, отмечает, что формула «Стимул — Реакция», согласно Ж. Пиаже, должна писаться как «Стимул — Организующая деятельность субъекта — Реакция»1. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле — взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.