Развитие и саморазвитие субъектов

Важная характеристика субъекта деятельности, по С. Л. Рубинштейну, относительно того, что он и формируется и развивается в ней, относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика.

Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П. Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития..., «их связывает потребность самообразования и развития. Школьный же учитель, воображающий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной работы. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному усовершенствованию»1. Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития другого.

Субъект в системе отношений

Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой образовательной системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т. д.). «Каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. Различные системы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства «Я»2. Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я. Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А. В. Петровский, А. И. Донцов, Е. Н. Емельянов и др.).

* * *

Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъек-

1 Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 601.

2 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Ту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфичными для субъектов именно образовательного процесса, деятельности, в чем выявляются ее особенности.

Вопросы для самопроверки

1.Что предполагает положение о соположенности объекта и субъекта в познании и в деятельности?

2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса могут рассматриваться как основные?

Обязательная литература

Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.

Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

Лекторский В. А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980.

Дополнительная литература

Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.


Глава 2. Педагог как субъект педагогической

деятельности

§1. Педагог в мире профессиональной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: