Отношения к учению в мотивационной сфере

Важным для анализа мотивационной сферы учения школьников является характеристика их отношения к нему. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения: отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный процесс. Очень важно для управления учебной деятельностью школьника: «а) положительное, неявное, активное... означающее готовность школьника включиться в учение... б) положительное, активное, познавательное, в)...положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъ

1 Орлов Ю. М. Указ. соч.

екта общения, как личности и члена общества»1. Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности или его мотивация не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

Связь умственного развития и мотивации

Одновременно отмечается связь уровня умственного развития и развития, формирования мотивационной сферы, мотивации. Так, на материале исследования младших школьников М. В. Матюхина отмечала, что в процессе психического развития младшего школьника развивается и мотивация. «Высокий исходный уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, с другой,условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности»2. При этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями, и наоборот. В то же время существует зависимость между мотивацией, которая является предпосылкой, и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: