Определение навыка, его формирование

Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения»

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. С. 92.

(С. Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка трактуется до сих пор неоднозначно — от его фетишизации (бихевиоризм, необихевиоризм) до практического игнорирования (когнитивная психология). В то же время очевидно, что навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения.

Что же такое навык? К его определению подходят по-разному: как к способности, как к синониму умения, как автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством. Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность... двигательного упражнения... смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок... Сам двигательный навыкочень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования»1.

Формирование навыка, по Н. А. Бернштейну, — это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Напомним, что они все (А, Б, С, Д, Е и далее) есть постоянно усложняющиеся системы координационного управления любым навыком (ходьба, скоропись, речь, езда на велосипеде, косьба и т. д.). Так, уровень А при письме обеспечивает общий тонический фон пишущей конечности

1 Бернштейн Н. А. Построение движений. М., 1948. С. 174.

(руки) и рабочую позу; уровень В — плавную округлость движений и временной узор; уровень С2 и С2— начертательную сторону, почерк и уровень Д и Е осуществляют смысловую сторону письма1. Соответственно, Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка. Первый период — установление навыка — включает четыре фазы: 1) установление ведущего уровня, 2) определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека, 3) выявление адекватных коррекций, как «самоощущение этих движений — изнутри». При этом, как отмечает Н. А. Бернштейн, эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно (если научиться плавать, то это навсегда), хотя и относится не ко всем навыкам; 4) фоновые коррекции, вносимые в автоматизмы. Важно, что выработка навыка требует времени, он должен обеспечить точность и стандартность всех движений.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы: первая — срабатывание разных уровней вместе (синергетический); вторая — стандартизация и третья — обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам, т. е. «несбиваемость». Существенным для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений на другую деятельность и т. д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т. д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка. Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам — письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т. д.

По словам Н. А. Бернштейна, «диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где

1 Бернштейн Н. А. Указ. соч. С. 200.

есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его. Поэтому упражнение есть в сущности повторение без повторения. Правильно построенное упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства»1.

Если сопоставить рассмотренные периоды построения навыка, предложенные Н. А. Бернштейном, и этапы развития навыка по Л. Б. Ительсону (см. ниже), то обращает на себя внимание общность подхода к формированию навыка как построению сложной двигательной системы, хотя в схеме Л. Б. Ительсона рассмотрена собственно психологическая, деятельностная сторона этого построения, в терминах цели, действия, способа, контроля, а также в плане внутренней стороны этой деятельности, т. е. мыслительных, аналитико-синтетических операций, которыми она реализуется. Существенно, что этапы развития навыка, по Л. Б. Ительсону, суть проекция общей схемы усвоения, что иллюстрирует общность этого процесса для знаний и действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: