Целеполагание и мотивация

Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. В выполнен-

1 Формирование интереса к учению у школьников. С. 17.

2 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников: Автореф....д-ра психол. н. М., 1986. С. 27.

ных под руководством А. К. Марковой исследованиях Т. И. Лях1 и О. А. Чуваловой2 подчеркнуто, что личностно-значимый смыслообразующий мотив у подростков может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик.

«...Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается», т. е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, как показала О. А. Чувалова, «лучше формируема при направлении на способы», чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля учителя. Чем младше школьник, тем теснее зависимость действенной мотивации от характера учебной ситуации и жесткости контроля учителя. Чем младше школьник, тем теснее зависимость формирования действенности как первой ступени учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля присутствующего учителя3. В целом исследования учебной мотивации школьников показывают недостаточный уровень ее стихийной сформированности, принципиальную возможность ее целенаправленного ступенчатого развития, учитывающего особенности возраста с преимущественной ориентацией на способы деятельности (не на результат).

1 См.: Лях Т. И. Формирование у школьников личностно-значимого учебно-познавательного мотива: Автореф....канд. пед. н. М., 1981.

2 См.: Чувалова О. А. Формирование действенности мотивации учения школьников: Автореф....канд. психол. н. М., 1985.

3 Там же. С. 20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: