Эффективность научения, т.е. выработки навыка в результате упражнений (что отмечается всеми исследователями) определяется многими факторами, среди которых: 1) правильное распределение упражнений по времени, 2) понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий, 3) знание результатов выполненного действия и 4) влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент научения, 5) рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности. Естественно, что эффективность научения определяется совокупным
1 Бернштейн Н. А. Указ. соч. С. 175.
действием всех этих факторов, вместе взятых, но каждый из них оказывает и автономное влияние.
В работе Д. Уолфл приводятся несколько другие, но очень близкие к вышеназванным, факторы и дается довольно детальное рассмотрение каждого из них1. Так, Д. Уолфл называет пять следующих факторов:
1) знание результатов, промедление в сообщении которых ученику обратно пропорционально эффективности тренировки;
|
|
2) предотвращение интерференции, основывающееся в значительной мере на неправомерности создания сходной стимулирующей ситуации;
3) разнообразие условий тренировки, которое выделяется в необходимой вариации объема, порядка, условий предъявления тренировочного материала;
4) знание метода, применяемого при тренировке. По Данным Д. Уолфл, «моторное» механическое научение в полтора-два раза менее эффективно, чем вербальное;
5) необходимость понимания принципов, общей системы действий. «Прямое» объяснение принципа дает, по свидетельству Д. Уолфл, лучшие результаты, чем самостоятельное отыскивание его учеником путем проб и ошибок.
В работе К. Ховланда число факторов несколько увеличивается за счет таких, например, как распределение упражнений, целостное или по частям научение2. Говоря о важности распределения упражнений по времени, К. Ховланд подчеркивает зависимость их концентрации или распределения от самого материала. Среди факторов, благоприятствующих концентрированному научению, К. Ховланд называет: а) возникновение необходимости собраться, войти в работу, б) «большую гибкость, проявленную при выполнении
1 См.: Уолфл Д. Тренировка // Экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. С. Стивенса/ Пер. с англ. М., 1963. Т. 2.
2 Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. Т. 2.
Развитие навыка (по Л. Б. Ительсону)1
Этап развития навыка | Характер навыка | Цель навыка | Особенности выполнения действия |
Ознакомительный | Осмысливание действий и их представление | Ознакомление с приемами выполнения действий | Отчетливое понимание цели, но смутное – способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии |
Подготовительный (аналитический) | Сознательное, но неумелое выполнение | Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения | Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение; много лишних движений, очень сильно напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль |
Стандартизирующий (синтетический) | Автоматизация элементов действия | Сочетание и объединение элементарных движений в единое целое | Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю |
Варьирующий (ситуативный) | Пластическая приспособляемость | Овладение произвольным регулированием характера действия | Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция) |
задания», что необходимо при выполнении сложных заданий. Могут быть, вслед за К. Ховланд, выделены также и факторы, благоприятствующие распределенному научению:
|
|
а) своеобразная, дополнительная тренировка, протекающая в форме всяческих физических фактических или выражаемых в течение периода отдыха,
б) чередование работы с отдыхом и возможность ухода в течение периода отдыха тех интерферирующих явлений, которые возникают в течение упражнений2...
1 Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С. 155.
2 Ховланд К. Указ. соч. С. 157.
Второй фактор, влияющий на эффективность научения, связан с ответом на вопрос, какое научение лучше — целостное или по частям. Автор приходит к выводу, что «в практических условиях такие факторы, как усталость, заинтересованность и др., могут сыграть важную роль при сравнительной оценке преимуществ способов целостного научения или научения по частям. Но если эти факторы остаются в достаточной степени постоянными, то можно смело рекомендовать заучивание наибольшими единицами, имеющими смысловое единство и доступными обучающемуся»1. (Эта же мысль высказывалась ранее отечественными психологами Л. В. Занковым, А. А. Смирновым.) Говоря при этом о самом материале, К. Ховланд подчеркивает зависимость эффективности и быстроты научения или выработки навыка от длины, оснащенности, трудности материала.