Закономерности формирования навыка

Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, формируемых навыков и творческих умений их использования в разных ситуациях. Соответственно это относится и к выработке навыков, которая графически определяется кривой научения, или кривой упражнений. При этом все кривые упражнения можно подразделить на два типа: а) кривые с отрицательным ускорением (сначала формирование навыка идет быстро, а затем все более замедляется, приближаясь к некоторому предельному уровню скорости, числа ошибок и т. д.), б) кривые с положительным ускорением (сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее)2. В процессе выработки навыка иногда наступает отно-

1 Ховланд К. Указ. соч. С. 161.

2 См. подробное: Общая психология. С. 111.

сительная стабилизация продвижения: ученик не прогрессирует, не регрессирует — он «стоит на месте». Такая остановка, фиксируемая на кривой упражнения в форме неизменной параллельной абсциссе линии, называется «плато». «Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы либо все это, вместе взятое, исчерпали и результаты действия»1.

Здесь важно отметить высказанную М. С. Шехтером мысль о том, что формирование навыков, т. е. автоматизация действия и в то же время его свобода, в описываемой ситуации плато, не могут быть достигнуты, если для этого учащимися не будет использована другая, новая ориентировочная основа действий. Навыки оказывают влияние друг на друга — положительное влияние ранее выработанного на последующий называется переносом (трансфером), отрицательное — интерференцией. Отметим также, что являющийся внутренним механизмом научения перенос на основе обобщения предполагает более целенаправленную работу преподавателя над дифференцировкой основных планов обобщения, т. е. принципа, программы и способов действия, а также над отбором учебного, тренировочного материала.

Рассматривая распределение упражнений во времени как закономерность формирования навыка, можно сказать, что наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки (в противовес кривой забывания Г. Эббингауза). Затем с увеличением времени тренировки интервал между такими действиями должен все расширяться. Тренировка может осуществляться в очень маленький дозах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения. Следовательно, система упражнений обучающегося должна строиться с учетом этих закономерностей.

На основе теоретических положений о закономерностях выработки навыка и анализа учебников мож-

1 См. подробнее: Общая психология. С. 108.

но предложить некоторую умозрительную схему распределения упражнений во времени, отвечающую трем требованиям: 1) упражнение никогда «не сходит на нет», 2) интервал между упражнениями по мере тренировки увеличивается и 3) программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других. При этом в начале тренировки должен быть максимум упражнений. При рассмотрении закономерностей навыков важно также отметить связь успешности его формирования и уровня мотивации обучающегося, которая описывается двумя законами Йеркса-Додсона: первый связывает максимальную успешность научения с оптимумом мотивации, второй — с отношением сложности деятельности (навыка) и уровня мотивации (чем сложнее деятельность, тем ниже уровень мотивации).

В целом в процессе научения меняется общая структура знаний, навыков, умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием их выполнения. Структура действия в результате упражнений изменяется по линиям изменения приемов, т. е. способов исполнения действия, его контроля и характера регулирования исполнения входящих в действие движений. Эти изменения характеризуются слиянием отдельных движений в более сложный единый акт с устранением, т. е. редукцией избыточных, лишних, промежуточных движений, а также совмещением нескольких движений во времени, что фиксирует общая программа построения произвольного движения (по Н. А. Бернштейну). Ускоряется темп и улучшается качество их выполнения, меняется характер контроля над действием — от внешнего зрительного к внутреннему мускульному, кинестетическому, к «внутреннему мышечному чувству», а также характер центрального регулирования действием. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на условия его выполнения.

Можно сказать, что изменение самого действия в процессе научения отражает и качественное прогрессивное изменение всей деятельности в целом. Именно поэтому отработка каждого предметного, контрольного и оценочного действия как навыка во всех планах учебной деятельности, находится всегда в центре внимания преподавателя, который учитывает в целом все закономерности и особенности формирования навыка: а) целенаправленность, б) внутреннюю мотивацию ивнешнюю инструкцию, создающую установку, в) правильное распределение упражнений во времени обучения, г) включение тренируемого явления в имеющую значимость учебную ситуацию, д) необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия, е) понимание им общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое действие, ж) учет влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: