Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и

Учебно-педагогической деятельности

Определение и общая характеристика затрудненного общения

Общая характеристика затруднений в общении

Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогической психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или «барьеров» общения, в качестве объекта специального исследования в контексте коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии изучается с середины нашего столетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсон, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Ломов, Я. Л. Коломинский, Е. А. Климов и др.), хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в диалогах и публичном общении обсуждалось еще в риторике древнего мира, например в упомянутом трактате Цицерона.

В педагогической деятельности затруднения или трудности взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) внутри класса (группы) исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т. д. (Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. А. Кан-Калик, Е. В. Цуканова, В. В. Рыжов, Л. А. Поварницына и др.).

Прежде чем перейти к определению «затруднения», «барьера» общения, отметим, что это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. В силу этого то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.

Что же такое затруднение в общении и как следствие— в совместной деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: