О могучий, во власти твоей небесные дожди

и земные воды;

Энлиль, ты правишь упряжкой богов

природы.

Отец Энлиль, только ты один

наливаешь лозы зрелостью;

Энлиль, ты взращиваешь рыб,

нагревая своим теплом пучину;

ты насыщаешь птиц в поднебесье

и рыб в пучине.

Вместе с тем, Энлиль выступает и как олицетворение грозовой бури, неуправляемой стихии, сметающей всё на своём пути. В этой своей ипостаси он является прямым воплощением тех разрушительных сил, которые время от времени проявляли себя в природе Месопотамии. Энлиль нередко пребывает в дурном расположении духа: в гневе он неистов и безжалостен. В одном из мифов он посылает на Землю потоп, чтобы истребить род человеческий.

В триаду наиболее известных божеств входит также богиня Нинхурсаг (варианты: Нинмах, Нинтур, Мамми и др.). Это ¾ богиня-мать, по одной из мифологических версий сотворившая людей. Она также мать богов: «мать всех детей», как её именуют в одной из глиняных табличек. В мифах разных времён она выступает то как жена, то как сестра Энлиля.

Также чрезвычайно важной фигурой в месопотамском пантеоне выступает бог Энки («владыка земли»), олицетворяющий плодородную силу пресных вод (рек, прудов и дождей), а также ритуального омовения и устранения скверны. Считалось, что тайная сила воды, обеспечивающая плодородие почвы, тождественна силе мужского семени. В шумерском языке то и другое обозначалось одним словом. Энки также славился как самый хитроумный и сообразительный из шумерских богов, мастер компромисса, способный найти выход из любого трудного положения.

Инанна (в аккадском пантеоне ¾ Иштар) ¾ богиня плодородия, плотской любви и войны, жена пастушеского бога Думузи. В характере этой богини также присутствуют специфические черты, придающие её личностное своеобразие: капризность, взбалмошность, своеволие, безудержные приступы гнева, что также можно рассматривать, как олицетворение непредсказуемой природной стихии Месопотамии. Вот как, согласно одному из шумерских текстов, восхваляет себя эта богиня:

Мой отец дал мне землю,

дал мне небо,

я ¾ Инанна!

Царственность он дал мне,

ведение войны он дал мне,

нападение он дал мне,

потоп он дал мне,

ураган он дал мне!

Небеса возложил он венцом мне на главу,

землю он надел как сандалии мне на ноги,

священное одеяние он обернул вокруг моего тела,

священный скипетр вложил мне в руку.

Боги ¾ это воробьи, а я ¾ сокол;

Аннунаки едва ковыляют ¾ я прекрасная

дикая буйволица;

я ¾ прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля,

его прекрасная дикая буйволица, пролагающая путь!

Для шумеро-аккадской мифологии также характерно старшинство бога луны (Нанна или Син) над богом солнца (Уту или Шамаш): Нанна является отцом солнечного бога. Это обстоятельство, в частности, сказалось на принятии в Месопотамии лунного (а не солнечного) календаря. В мусульманской традиции этот календарь действует до сих пор.

В ритуальной практике Древней Месопотамии, как и в любой другой религии, было задействовано множество мифов. С течением времени они менялись, обрастали новыми вариантами, приобретали дополнительный смысл. Приведём для примера три мифа, игравшие большую роль в духовной жизни древнемесопотамского общества.

Миф об Энки и Нинмах

До появления человека боги испытывали большие трудности в добывании пищи. Аннунаки, сыновья бога Ана, пожаловались отцу на то, что они остаются без всякой помощи и нет возле них никого, чьё назначение ¾ служить бессмертным богам. Их жалобы услышала также Нинмах (Нинхурсаг), «матерь, породившая всех богов». Ан поручил ей и богу мудрости Энки создать для этой цели людей. Материалом для сотворения человека стало «сердце глины, что над бездной». Из глины этими богами были созданы разумные существа, имеющие внешний облик богов. По случаю удачно закончившегося дела боги устроили пир, на котором Энки и Нинмах выпили довольно много вина. Захмелев, они вновь принялись за дело, но на этот раз у них стали получаться неполноценные люди: калеки, бесплодные женщины, уроды, гермафродиты и т.д.

Смысл мифа ¾ в истинном (по мнению шумерийцев) предназначении человек а, как о нём говорит история человекотворения. Человек по самому замыслу своего создания, изначально есть раб, и его судьба ¾ судьба раба. В соответствии с этим, каждый житель Месопотамии носил на шее каменную печать, на которой значилось имя человека и имя бога, «рабом» которого он является. Даже сам царь в системе этих верований был не более, чем управляющим в поместье бога, т.е., по сути, старшим рабом. Эта идея хорошо согласуется с деспотической социальной структурой месопотамского общества, рядовой член которого безусловно должен был подчиняться сначала своему отцу, главе семьи, затем чиновнику, затем царю и наконец своему богу, т.е. находился в центре неуклонно расширяющихся кругов власти.

Сознание своей вечной зависимости от стихийных сил (природные катастрофы), превратностей исторической судьбы (набеги кочевников) и произвола властей наложило определённый отпечаток на ментальность жителей Месопотамии: их мироощущению как нельзя более был свойственен фатализм: вера в неотвратимость судьбы. В связи с этим важное место в их представлениях занимало понятие о «доле» человека ¾ шимту. Эта «доля» включала всё, что касалось индивидуальной человеческой судьбы, включая психологические качества личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: