Искусство империи Сасанидов

Искусство этой империи, поглотив­шей Парфию, формировалось в пе­риод, когда в культуре Передней Азии совершался переход от антич­ности к Средневековью. Сасаниды, будучи иранской династией, строи­ли своё государство по образцу дер­жавы Ахеменидов, тем самым устана­вливая наследственную связь с великими государями Древнего Ира­на. Подобно Ахеменидам, Сасаниды насаждали в обществе представления о божественном происхождении власти правителя-шахиншаха — «ца­ря царей». Государственной религи­ей они избрали зороастризм. Сасанидское искусст­во возродило тради­цию монументаль­ного зодчества и скальной скульптуры эпохи Ахеменидов. Возведённые на высоких каменных террасах величест­венные хра­мовые ком­плексы и высеченные на скалах гигант­ские рельефы прославляли могу­щество и утвержда­ли божественную сущ­ность царской власти.

В эпоху Сасанидов в ансамбле иранского зороастрийского храма огня появился чартак (от перс. «чахартак» — «четыре арки»). В плане это квадратное четырёхарочное зда­ние с куполом в центре. Обычно его строили из тёсаного камня и покры­вали штукатуркой. Чартаки возводи­ли на склоне или вершине горы, не­далеко от ручья, реки или пруда; в них совершали религиозные цере­монии перед огнём.

В архитектуре сасанидских двор­цов важное место занимал айва'н — высокий сводчатый парадный зал без передней стены. Установлен­ный перед квадратным купольным залом, айван придавал зданию осо­бую торжественность. Дворец Сасанидов в Ктесифоне, в пятидесяти километрах от Багдада (Ирак), по­строенный в V—VI вв. и разрушен­ный землетрясениями и временем, благодаря своему всё ещё существу­ющему айвану, даже в руинах сохра­нил образ небывалой мощи и цар­ственного величия.

Резчики по камню времён Сасанидов продолжали художественную традицию, сложившуюся в офици­альном искусстве империи Ахеменидов. Гигантские изображения на рельефах представляли военные триумфы, охоты царя, сцены вруче­ния ему богом венца власти.

В сасанидских рельефах сформи­ровался канон официального порт­рета. Лицо шахиншаха, наследника престола или знатного вельможи изображали на рельефах в профиль, С особой тщательностью мастера изображали причёску и головной убор со знаками отличия портрети­руемого и сложной символикой, связанной с его божественным по­кровителем. Изображения царей со­провождались надписью, в которой указывался стандартный титул ша­хиншаха: «Поклоняющийся Ахура-Мазде, владыке, царь царей Ирана, происходящий от богов». Сложи­лись и правила изображений зороастрийских божеств в облике чело­века. Ахура-Мазда на рельефах выглядел так же, как и шахиншах, но бога венчала зубчатая корона. Сол-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: