Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:
1.1. Определять основные понятия темы.
1.2. Описывать специфические особенности деятельности в сравнении с другими формами активности.
1.3. Проводить различие внутреннего и внешнего планов деятельности.
1.4. Объяснять взаимосвязь структурных компонентов деятельности.
1.5. Различать смыслообразующие и сопутствующие мотивы деятельности.
1.6. Объяснять сущность психологического механизма «сдвиг мотива на цель» (А.Н.Леонтьев).
1.7. Обнаруживать при анализе конкретных случаев виды деятельности, ее структурные компоненты и их взаимопереходы.
Основные понятия темы
Деятельность, внутренняя деятельность, внешняя деятельность, экстериоризация, интериоризация, действие, операция, цель, задача, условия, мотив.
Примерный план ваших действий при подготовке к занятию
o Составьте словарь основных понятий темы (1.1).
o На основе рекомендованной к изучению литературы заполните следующие таблицы, раскрыв в них:
существенные признаки видов активности человека и животных (1.2).;
|
|
сравнительную характеристику понятий действие и операция (1.4);
Виды активности
Критерии анализа | Виды активности | ||
Деятельность | Активность животного | Поведение (человека) | |
Характеристика понятий действие и операция
Критерии анализа | Действие | Операция |
o Решите психологические задачи (см. Практические материалы), обосновывая свои решения ссылками на основные положения теории деятельности (1.4 – 1.7).
План работы на занятии
1. Обсуждение основных теоретических положений темы (1.1 – 1.6)
2. Сравнительный анализ результатов решения психологических задач (1.7)
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001. C. 99-113, 130-134.
2. Климов Е.А. Введение в психологию. М., 1992.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975С. 182-207. (Приложение №2).
4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
5. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001. С. 80-95.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 126-137.
7. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. М., 1985. С. 100-105.
8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. С. 171-175.
Практические материалы
Психологические задачи (Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М., 1997. С. 192; Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. - М., 2001. С. 83–84)