Национально-этническая политика

Печать

Российская Федерация характеризуется многонациональным составом населения. На территории страны проживает множество народов и народностей: от 120 до 180 по разным источникам. Каждая национальная общность людей обладает индивидуальными чертами образа жизни, культуры, языка, быта. Учёт национальной специфики крайне необходим в региональной политике, проводимой на всех территориальных уровнях. Это особенно важно в процессе объединения субъектов РФ: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов и др.
Игнорирование национальной специфики чревато негативными последствиями, ведущими к деградации или ассимиляции того или иного народа, обострению межнациональных отношений. Для повышения действенности региональной политики необходимо уточнить понятия нации, народности, этноса.
Под нацией обычно понимается исторически сложившаяся форма общности людей, для которой характерны единая территория, однотипная экономическая жизнь, собственный язык, индивидуальные культура и менталитет, специфический характер. Нацию, как правило, отождествляют с народом. Для малочисленных общностей людей, обладающих общей территорией, хозяйством, языком, культурой принято понятие народности. Народ и народность определяются в основном по этнолингвистической принадлежности. По языковому признаку всё население страны можно классифицировать в 4 семьи и 11 групп с разным составом народов и народностей (рис.17). На Дальнем Востоке выделяется ещё одна семья – Чукотско-Камчатская (чукчи, коряки, ительмены). По территориальному признаку расселения разных наций в России выделено 32 национально-территориальных образования. На их долю приходится 52% территории, на которой проживает титульное и пришлое население.


Рис. 17. Национальный состав населения России

В национальной структуре населения преобладают русские, численность которых достигает 120 млн. человек. Основная часть русского населения проживает в России вне автономных образований. Среди других национальностей выделяются: татары (5,5 млн. чел.), украинцы (4,4 млн. чел.), чуваши (1,8 млн. чел.), башкиры (1,3 млн. чел.), белорусы (1,2 млн. чел.), мордва (1,1 млн. чел.), удмурты (0,7 млн. чел.), марийцы (0,6 млн. чел.) и др.
Понятие этнос имеет два толкования. Первое, этнос – это социальное явление, обладающее общностью территории, языка, материальной и духовной культуры, самосознания. Этнос функционирует по законам общественного развития.
Второе понятие предложено Л.Н. Гумилёвым. Он полагает, что «в основе этноса лежит не похожесть особей, его составляющих, а связи, цементирующие коллектив и простирающиеся на природные особенности населяемого данным коллективом ландшафта. Наряду с пространственными связями этнос формируется связями временными, т.е. традицией»1. Этнос характеризуется особым стереотипом поведения и отношением к биосфере Земли. Поэтому этнос является социально-географическим образованием, обладающим иерархической структурой. В структуре этноса может функционировать субэтнос, и в то же время этносы могут интегрироваться в суперэтнос.
Любой этнос, представляя собой общественно-географическое образование, ассоциируется с конкретным ландшафтом в процессе хозяйственной деятельности. В ходе исторического развития изменяются не только сами этносы, но и границы их размещения. Поэтому возникает сложность выделения на территории страны этнически однородных регионов. Тем не менее национально-этнический принцип был и остаётся одним из ведущих в административно-территориальном делении как СССР, так и Российской Федерации. Следует отметить, что этот принцип существовал ещё в Царской России, в которой наряду с губерниями существовали Царство Польское, автономная Финляндия, ханства в Средней Азии и др.
В начале 1920-х годов было осуществлено новое экономическое районирование и административно-территориальное деление. При этом национальный принцип приобрёл самодовлеющее значение. Это проявилось в выделении национально-территориальных и административно-территориальных единиц. Все национально-территориальные образования были искусственно ранжированы: союзные республики – автономные республики – автономные области – автономные округа. Каждый таксон имел разные политические, социальные, экономические права. Народы были своеобразно иерархизированы. Появился «старший брат» - русский народ и «младшие братья» - другие народы, имеющие разные права и обязанности. При этом достаточно сложно определить кто имел больше привилегий и прав. Особо следует отметить, что некоторые народности были «забыты» и не получили национально-территориального статуса. Например, нивхи, юкагиры, ительмены; ульчи, орочи, нанайцы, удэгейцы и другие этносы, проживающие на территории РСФСР.
Существенные изменения в систему административного устройства СССР внесли депортационные процессы. Со своих родных мест были переселены чеченцы, ингуши, балкары, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары и др. Возвращение народов на исконные территории происходило напряжённо, так как они были заселены или русскими, или другими народностями. Советское государство сдерживало межнациональные конфликты не только с помощью силы, но и интернациональным воспитанием населения.
Распад СССР и появление 15 самостоятельных государств не только не снял напряжённость межнациональных отношений, но и обострил их в отдельных регионах. Единое Евразийское пространство распалось и государственные границы разделили народы, оставив людей разных национальностей на «чужой» территории. Возникла проблема переселения народов и в первую очередь возвращение русских в Россию.
В Российской Федерации осталась нерешённой проблема административно-территориального устройства. К сожалению, Россия сохранила от СССР разделение территории по двум «каналам»: административно-территориальному и национально-территориальному делению. Хотя был и остаётся вариант деления России на равноправные губернии.
При реализации подобного варианта административно-территориальное деление было бы осуществлено по единой системе принципов. В противном же случае сохраняется неравноправное положение регионов. При этом неравноправие остаётся и в структуре национально-территориального деления. Оставаясь субъектами Федерации, национальные таксоны имеют разный статус: республика – автономная область – автономный округ.
Наличие разных прав у субъектов РФ привело к осложнению межнациональных отношений и как следствие – к попытке «республиканизации» отдельных областей и краёв. Главной целью «республиканизации» было стремление получить более льготные межбюджетные отношения с федеральным центром и увеличить объёмы субвенций и трансфертов в регионы. Думается, что «республиканизация» не совсем верный путь, так как не решает коренной проблемы гармоничного саморазвития этносов и равноправия всех субъектов РФ.
Действенным механизмом разрешения проблем межэтнических отношений и отношений центра и регионов должна быть обновлённая национально-этническая политика. Генеральной её целью является создание условий для саморазвития всех этносов Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели необходимо решить целую систему задач. Приоритетными среди них могут стать следующие:

  1. Неукоснительно выполнять Основной Закон – Конституцию РФ, в которой провозглашены равные права и обязанности всех народов и народностей страны.
  2. Сохранить национальные традиции, культуру, язык, быт, менталитет, способствующие развитию всех народов и народностей.
  3. Усилить материальную и моральную поддержку малым народностям Севера и Дальнего Востока.
  4. Расширить профилактические действия по предотвращению межнациональных конфликтов и военных действий.
  5. Способствовать развитию национальной гордости и самосознания каждого этноса.
  6. Выработать рациональные варианты сочетания национальных и интернациональных начал в развитии каждого народа.
  7. Сохранить культурно-этническое наследие во всех регионах страны.
  8. Ликвидировать причины для появления сепаратизма в развитии всех субъектов РФ.
  9. Разработать целевые программы по развитию каждого этноса и суперэтносов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Поволжья.

Решение этих и других задач позволит активизировать национально-этническую политику в направлении гармонизации межнациональных отношений и формированию этноэкологических общностей. Для повышения действенности политических решений федеральным, региональным и муниципальным органам управления следует руководствоваться системой принципов, важнейшими из которых являются следующие:

  • мерой всех вещей является человек вне зависимости от национальности, вероисповедания, менталитета;
  • рациональное сочетание федеральных, региональных и местных интересов;
  • правовое, экономическое, политическое равенство всех субъектов РФ;
  • укрепление российского федерализма, не допускающего сепаратистских движений и призывов;
  • толерантность к людям своей и других национальностей;
  • постоянный мониторинг национально-этнических процессов.

Национально-этническую политику целесообразно проводить системно – в комплексе во всеми видами региональной политики. В то же время в этой сфере необходимы особый такт и строгая последовательность с тем, чтобы сохранить и развить уникальные черты каждого этноса. Говоря о развитии этноса как социально-географического образования, гармонично развивающегося в структуре общества и природного окружения, необходимо помнить о региональных общностях людей, сочетающих разные народы и народности. Разрешение вопросов территориального сочетания этносов, формирование равноправных регионов позволит укрепить российский федерализм.
Проведение национально-этнической политики должно отличаться последовательностью и строгим согласованием интересов страны, регионов, этносов. В первую очередь необходимо урегулировать отношения центра и регионов, и одновременно отношения между этносами. Для успешного решения этнических задач необходима последовательная федеральная национально-этническая политика. Пока же она отличается фрагментарностью и противоречивостью, проявляющихся по нескольким направлениям. Отметим важнейшие линии взаимоотношений, отличающиеся несогласованностью и противоречивостью.

  1. По линии отчислений налоговых поступлений регионов в федеральный бюджет. Наблюдается послабление национально-территориальным образованиям и даже «освобождение» некоторых республик от отчислений. Это ведёт к нарушению территориальной справедливости и Основного Закона (Конституции) РФ.
  2. По линии разных прав, предоставляемых субъектам РФ. Появились специальные двухсторонние договоры центра с регионами (Татарстаном, Башкортостаном, Бурятией, Санкт-Петербургом, Нижегородской областью, Ростовской областью и др.). договоры заключены более чем с 40 субъектами РФ, причём каждый из них индивидуален и предусматривает специфические льготы в обязанностях и правах.
  3. По линии федеральной помощи (дотации, субвенции, трансферты) отдельным регионам в ущерб другим. Появилась тенденция оказания помощи отдельным народам, оставляя без внимания остальное проживающее здесь население. Например, проблему «замерзающего Севера» пытаются решить путём переселения некоренного населения из регионов Севера в южные районы. В то же время титульное население остаётся на территории с ущербным северным завозом и недостаточными средствами существования.
  4. По линии сочетания государственных и местных интересов. Довольно часто государственные решения принимаются без учёта мнения проживающего населения. Например, строительство промышленных предприятий, транспортных путей, размещение воинских подразделений по-прежнему происходит волевым путём.

Разрешение этих и других вопросов по регулированию отношений центра и регионов позволит перейти к решению межэтнических конфликтов и установлению территориальной сбалансированности. Во всяком случае, равноправие субъектов РФ может уменьшить вынужденную межрегиональную миграцию населения. «Злоупотребления» властью, сепаратистские настроения, националистические движения во многих республиках послужили причиной оттока русского населения. Ответной реакцией стало возрастание нетерпимости русских к другим нациям, появление националистических движений среди русского населения.
Для разрешения межнациональных трений и конфликтов необходимо углубление учения об этносе, заложенном Л.Н. Гумилёвым и учения о территориальных общностях людей. Современные региональные общности сформировались исторически и объединяют людей разных национальностей, сохраняя их обычаи, стереотипы поведения, язык, культуру, характер. Объединяющим началом является не только единство места проживания, но и общая цель жизнедеятельности, общие интересы, межличностные связи и отношения.
На территории всех регионов проживают сочетания разных народов. По всей стране расселены русские, которые составляют большинство населения не только в краях и областях, но и во многих республиках. Свыше 50% русских проживает в республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртия, Хакасия и Саха (Якутия). В национальной структуре республик свыше 50% коренного населения наблюдается в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Тыве и Чувашии.
В каждом регионе необходимо проводить внешнюю и внутреннюю национально-этническую политику, направленную на сохранение территориальных общностей людей и расцвета этносов. При этом следует разработать специальные программы, в которых следует учесть общность региональных и этнических интересов. Эта общность обусловлена единой средой жизнедеятельности, решением общих экономических, политических, социальных и экологических проблем. В то же время появляется несовпадение интересов жителей городской и сельской местности. При этом следует иметь ввиду, что в большинстве республик и округов коренное население проживает в сельской местности, а в городах живут русские и другие пришлые народы. Поэтому противоречия города и села могут перерасти в межэтнические противоречия. Для их разрешения необходимо идти на компромисс с целью сохранения этноса. Например, для поддержки сельского хозяйства нужно выделять дополнительные дотации, для получения высшего образования сельчан необходимы целевые приёмы и введение других льгот.
Для развития малых народов наиболее эффективна концепция этногенеза (сохранения этноценозов) Л.Н. Гумилёва. Каждый этнос живёт в своём «кормящем» ландшафте и необходимо наметить такие отношения между этносом и биогеоценозом, которые позволят сохранить и развивать и этнос, и биогеоценоз. В результате окрепнут исторически сформированные адаптационно-ассимилирующие этносы.
При разработке национально-этнической политики нужно предусмотреть особенности процессов реформирования местного самоуправления и формирования системы муниципалитетов с учётом сохранения этносов. Не менее важно предусмотреть и предпринять соответствующие меры по сохранению образа и стиля жизни, культуры, языка, обычаев народов автономных округов в результате их объединения с областями и краями России.
Национально-этническая политика должна учитывать конфессиональные различия и культурно-цивилизационный облик каждого народа. Хотя «церковь» и отделена от государства, влияние религии на духовную жизнь населения всегда должно учитываться при разработке и реализации национально-этнической политики.
Религиозно-духовное возрождение является мощным фактором повышения самосознания каждого человека и этноса в целом. В то же время стали проявляться религиозная обособленность и элементы неприятия отдельных религий. Очень важным представляется усиление мероприятий по воспитанию у людей терпимости и уважения к людям разных религиозных мировоззрений.
На территории России традиционно преобладает православное население. Практически все русские связаны с православием, а национальные меньшинства отличаются большим разнообразием вероисповеданий. Православное вероисповедание, помимо русских, характерно для белорусов, украинцев, карелов, чувашей, коми, марийцев, удмуртов, мордвы, хакасов, вепсов и значительной части осетин.
Немногочисленные католики состоят из литовцев, поляков, частично немцев и латышей. Лютеранский костёл объединяет финнов, эстонцев и значительную часть немцев.
Очень важную роль играет ислам. Мусульмане проживают в Южном и Приволжском федеральных округах. Ислам преобладает среди татар, башкир, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, адыгейцев, черкесов, карачаевцев, кумыков, народов Дагестана. Ислам исповедуют казахи, узбеки, таджики, киргизы, туркмены и азербайджанцы.
Среди других конфессий выделяются: иудаизм (евреи), буддизм-ламаизм (калмыки, тувинцы, буряты), шаманизм (малые народы Севера и Дальнего Востока) и др.
Национальная принадлежность к определённой религии всегда должна учитываться в национально-этнической политике, осуществляемой на федеральном региональном и муниципальном уровнях.

____________________
1 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993. С.521.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятиям «нация», «народ», «народность», «этнос».
  2. Какие национальности преобладают в национальной структуре населения России?
  3. Как определил понятие «этнос» Л.Н. Гумилёв?
  4. Насколько был учтен национальный принцип в административно-территориальном делении начала 1920-х годов?
  5. В чем заключаются проблемы административно-территориального деления современной России?
  6. Какова цель национально-этнической политики?
  7. Перечислите приоритетные задачи национально-этнической политики.
  8. Какие принципы должны лечь в основу национально-этнической политики?
  9. Какие противоречия возникают в ходе реализации федеральной национально-этнической политики?
  10. По каким направлениям необходимо проводить мероприятия национально-этнической политики?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: