Инновационная политика

Печать

Актуальность инновационной политики обусловлена тем, что построение постиндустриального общества и достижение высокого качества жизни людей возможны лишь на основе информационных и других наукоёмких технологий. Эти технологии создаются в процессе научно-исследовательской деятельности, осуществляемой высокообразованными, интеллектуальными и морально ответственными учёными. Научные открытия и изобретения чаще всего носят созидательный характер, их использование обеспечивает научно-технический прогресс. В то же время создаются новые технологии разрушительного характера (военные технологии) или с непредсказуемыми последствиями, ухудшающими экологическую, социальную, экономическую ситуацию. Предотвращение экологических, техногенных и иных катастроф возможно тоже лишь на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Для стимулирования и организации научно-исследовательских работ крайне необходима научная, научно-техническая (инновационная) политика, создающая условия для современного среднего и высшего образования, развития фундаментальной и прикладной науки, создания новой техники и технологий.
В нашей стране накоплен огромный научно-технический и интеллектуальный потенциал, который необходимо реализовать.
В СССР достаточно много делалось, писалось и говорилось об ускоренном развитии науки и техники, научно-техническом прогрессе и даже о научно-технической революции. И основания для этого были вполне реальными. Достаточно напомнить успехи и достижения в области ракетостроения, авиации, космонавтики и других отраслей военно-промышленного комплекса. Научно-техническая политика носила преимущественно централизованный и чаще всего отраслевой характер. Последствиями подобного явления стали неравномерность достижений научно-технического прогресса в разных отраслях хозяйства, затруднения в использовании технических результатов одних отраслей в смежных производствах других отраслей. Особенно явно это проявилось на предприятиях военно-промышленного комплекса при создании технологий двойного назначения.
Жёсткая централизация научно-технической политики имела свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести чёткую целевую установку в исследованиях с привлечением талантливых учёных, конструкторов, изобретателей всей страны. Недостатками централизации были ограничение свободного поиска, стандартизация мышления. Однотипность выпускаемых машин и технологий. Это приводило к парадоксальным ситуациям, когда, например, автомобили (тракторы, бульдозеры и др.) поступали в северные регионы без отопления, в южные – без кондиционеров. Другими словами, наблюдалось отсутствие учёта природных особенностей территории и производства районной техники и технологии.
Более полный учёт разнообразия природно-климатических, структурно-экономических, социально-этнических условий страны настоятельно требовал совершенствования региональной научно-технической политики, такая тенденция наметилась в 1960-70-е годы, но полная реализация её так и не осуществилась.
Вполне естественно, что наука не имеет границ, но в то же время сохраняются научные «тайны», а научно-исследовательские институты территориально разграничены и их деятельность финансируется как из федерального, так и из региональных бюджетов и иных источников. К тому же в каждом регионе наряду с фундаментальными, проводятся прикладные исследования, нацеленные на местные экономические, социальные, экологические потребности. Региональное социально-экономическое развитие возможно лишь в такой ситуации, которая опирается на конкретные научно-технические достижения.
Перестройка общества и реформирование экономики возможны лишь на научной основе и прогрессивной технологии, что должно было стимулировать развитие науки и техники. К сожалению этого не произошло и отечественная наука оказалась по-существу не востребованной в обновляемом обществе. Все три ветви науки – академическая, вузовская и отраслевая, стали испытывать финансовые затруднения. Наиболее ощутимые потери наблюдаются в фундаментальной науке, так как из неё происходит основная «утечка мозгов». Уход из сферы науки в 1990-е годы принял массовый характер и имел два направления: внешнее – отъезд учёных за границу и внутреннее – уход научных работников в другие отрасли хозяйства. Около 75% оставшихся учёных вынуждены работать «на стороне». Появилась тенденция разрушения научных школ, восстановление которых потребует смены 2-3 поколений и связано с огромными издержками. За последнее десятилетие ХХ века общая численность научных работников сократилась более чем в 2 раза.
Научная и образовательная деятельность стала утрачивать функции будущего благополучия страны и её регионов и часто становилась источником экономии бюджетных средств. Расходы на научные исследования сократились более чем в 30 раз. Многие научно-исследовательские институты резко сократили фундаментальные изыскания, оставив узкоприкладные, дающие сиюминутные результаты.
Финансовые затруднения испытывает и высшая школа. На рубеже столетий финансовые потребности высшей школы удовлетворялись лишь на 50%. Низкая оплата преподавательского труда, недостаточное обновление материально-технической базы, трудности обеспечения учебно-методической литературой, к счастью не сказались на качестве образования и привлекательности обучения. Высшая школа держится на энтузиазме профессорско-преподавательского персонала, возросшей потребности в дальнейшем образовании большей части молодёжи, появлении коммерческих форм обучения и др.
Для совершенствования процесса образования и воспитания в средней и высшей школе необходимы разработка и реализация долгосрочной концепции и целевой программы. В них должны сохраниться позитивные традиции отечественного образования и одновременно учтены достижения других стран. При этом следует ориентироваться на возрастающие требования к новому поколению, способному решать задачи формирования постиндустриального общества.
Ведущей целью инновационной политики должно стать создание условий для развития науки, разработки новой техники и прогрессивной технологии, осуществления эффективного среднего и высшего образования. Эта цель согласуется со стратегической целью – повышение качества жизни населения и её достижение (в определённых параметрах) станет базисом развития постиндустриального общества.
Для достижения ведущей цели инновационной политики предстоит решить ряд неотложных задач:

  1. Разработать государственную доктрину научно-технического развития страны и регионов.
  2. Восстановить деятельность научных школ и всемерно поддерживать их деятельность в области фундаментальных и прикладных исследований.
  3. Создать передовую и прогрессивную материально-техническую базу в высших и средних учебных заведениях, академических и «отраслевых» институтах.
  4. Заложить в федеральный и региональные бюджеты необходимые объёмы финансирования для творческого развития науки и образования.
  5. Стимулировать диффузию нововведений путём ликвидации бюрократических преград распространению новых идей, технологий, техники и др., внедрение их в практическую деятельность.
  6. Активизировать службу патентовведения, поддерживать инициативу изобретателей и рационализаторов.
  7. Скоординировать полномочия федеральных и региональных органов управления в сфере научно-технической, информационной и образовательной деятельности.
  8. Сформировать системы целевых фондов развития науки и техники.
  9. Разработать и реализовать на территории регионов крупных проектов, связанных с созданием технополисов, технопарков, наукоградов, инфраструктурного обустройства научно-инновационных центров.
  10. Создать региональные системы многоуровневого непрерывного образования и материально-техническую базу для эффективного их функционирования.
  11. Организовать материальное и финансовое обеспечение научных и педагогических работников, студентов и аспирантов, отвечающих требованиям цивилизованного общества.

При разработке и проведении инновационной политики необходимо руководствоваться совокупностью принципов, среди которых первоочередными являются следующие:

  • поддержание единого научно-технического и образовательного пространства в рамках российского и мирового сообщества;
  • признание ведущей роли образования и науки в социально-экономическом и интеллектуальном развитии страны и регионов;
  • приоритетное развитие фундаментальных исследований, всемерная поддержка функционирования научных школ;
  • гуманистическая роль научных центров как генераторов инноваций, духовной культуры, искусственного интеллекта;
  • научные центры и школы являются национальным и мировым достоянием;
  • ориентация научных и технических изысканий на построение постиндустриального информационного общества;
  • региональная интеграция научно-исследовательских и учебных институтов со свободным и равноправным сотрудничеством;
  • льготный режим налогообложения и льготные тарифы научным институтам на услуги энергетики, отопления, транспорта, связи и др.;
  • целевая направленность и эффективность использования интеллектуального потенциала во всех регионах.

Согласно Конституции РФ (ст.72) общие вопросы науки и образования относятся к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти. Такое положение требует особой ответственности при решении вопросов координации деятельности научных институтов, долевого финансирования региональных программ и проектов, поддержки фундаментальных исследований.
В Российской Федерации сложилась строгая вертикальная структура академической науки: Российская академия наук – региональные отделения – научные центры (филиалы). Вертикальная структуризация позволяет не только координировать научные исследования, но и размывает представления о центральной и провинциальной науке.
Региональные сочетания научных и высших учебных заведений помимо фундаментальных активно осуществляют прикладные исследования, которые ориентированы на местные потребности и учитывают хозяйственную специфику конкретной территории. Их деятельность координируется региональными департаментами (комитетами) образования и науки, научными центрами, а также региональными отделениями общественных академий. На территории регионов также функционируют отраслевые научно-исследовательские институты и подразделения, проектные и проектно-конструкторские организации, экспериментальные производства, полигоны и др. Активизирующее воздействие на их деятельность призвана оказать инновационная политика, подкреплённая достойным финансированием и реконструкцией материально-технической базы научных и учебных учреждений.
Приоритетным направлением научно-технической политики может стать «конверсия науки». Имея огромный интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в области военно-промышленного комплекса и реализуемый не в полной мере, желательно использовать на благо социально-экономического развития регионов и всей России. Этот потенциал в сочетании с научными и учебными заведениями сконцентрирован в крупных городских агломерациях и закрытых городах. Среди агломераций по своей интеллектуальной мощности выделяются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская, Казанская, Пермская, Челябинская, Уфимская, Новосибирская, Омская, Красноярская, Иркутская и др. Наиболее известными номерными городами стали Новоуральск (Свердловск-44), Лесной (Свердловск-45), Озёрск (Челябинск-65), Снежинск (Челябинск-70), Трёхгорный (Златоуст-16), Саров (Арзамас-16), Заречный (Пенза-19), Северск (Томск-7), Железногорск (Красноярск-26), Зеленогорск (Красноярск-45) и др. На базе этих и других городов желательно создать своеобразные технополисы и технопарки.
Технополисы и технопарки – это территориально локализованные научно-производственные системы, в которых сочетается научно-исследовательская деятельность с наукоёмким и высокотехнологичным производством. Их развитие обеспечивается прогрессивным инфраструктурным обслуживанием, включающим производственную, социальную, экологическую, рыночную, маркетинговую и другие сферы. Наряду с технополисами и технопарками необходимо развивать наукограды (например, Дубна, Королёв и др.) и академгородки (Новосибирск, Иркутск и др.).
Формирование новых и обновлённых организационных форм научно-технического обслуживания должно стать первоочередным действием инновационной политики. Они позволят мобилизовать интеллектуальный потенциал регионов и направить его на решение проблем создания наукоёмких, высокотехнологичных и экологически чистых производств, информационно-сервисных систем, комфортных условий жизни населения. Финансовое обеспечение должны взять на себя региональные инновационные фонды.
Одним из ведущих направлений в научно-технической политике является гуманистическая целевая установка исследований. Она должна присутствовать как в фундаментальных, так и в прикладных изысканиях. Научные исследования в первую очередь должны быть нацелены на разработку новых теорий, гипотез, парадигм, технологическое обновление российской и региональных экономик, а также техническое обеспечение социальной сферы.
При проведении инновационной политики особое внимание следует уделить фундаментальным исследованиям, направленным на познание окружающего мира и его компонентов. В программах научно-технического прогресса должны включаться защищённые статьи, стимулирующие теоретические изыскания в области физики, математики, биологии, химии и других фундаментальных наук.
Другим приоритетным направлением должно стать дальнейшее развитие прогрессивных технологий в области электронной промышленности, программного обеспечения и переработки информации, авиакосмической промышленности, производства средств автоматизации и телекоммуникаций и др. В XXI веке несомненно произойдёт дальнейшая интеллектуализация производства и появятся новые технологии в системах искусственного интеллекта, гибкой автоматизации производства, выпуска конструкционных материалов с заданными свойствами, высокоскоростного транспорта, телекоммуникаций, электронно-вычислительной техники. Будут созданы новые биотехнологии, непрерывные инновационные и образовательные процессы, микроэлектронные технологии и др.
В ряд приоритетных направлений должны встать изыскания в социальной, туристической, экологической сферах с тем, чтобы облегчить домашний труд, повысить «индустрию» отдыха, улучшить среду жизни людей. В экономической структуре регионов необходим прорыв по тем направлениям, которые непосредственно обслуживают человека. Это сельскохозяйственное производство, лёгкая, пищевая, фармацевтическая промышленность, транспорт, связь, информация.
В каждом регионе накопились индивидуальные социально-экономические и экологические проблемы, решению которых должны способствовать научно-технические изыскания. В зависимости от перспективных направлений и функционального профиля регионов отбираются приоритетные направления развития науки и техники, усиливаются и укрепляются конкретные исследования.
Таким образом, в структуре научно-технической политики вырисовываются два направления фундаментальных и прикладных разработок. Первое направление нацелено на решение общенаучных стратегических проблем, второе – на решение частных (отраслевых и региональных) задач.
Одним из прогрессивных направлений научно-технической политики является формирование региональных систем высшего и профессионального образования, отвечающих потребностям территории. Эти системы конструируются на двух видах связей: вертикальном и горизонтальном. Вертикальный вид предполагает интеграцию общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, техникумов, институтов, университетов с непрерывным многоуровневым образованием. Горизонтальный вид интеграции предполагает кооперирование учебных заведений разных форм собственности, размещённых на территории регионов.
Неотъемлемым компонентом инновационной политики становится создание условий для нормального протекания инновационных процессов. При этом следует согласовать все стадии процессов, начиная с «производства» (генерирования) новых идей, машин, технологий, товаров, услуг, информации.
Второй стадией является пространственное распространение – диффузия нововведений. Управленческие структуры всех территориальных уровней должны способствовать распространению инноваций, «регулируя» прозрачность «границ» между отраслями экономики и между территориями.
Не менее важна роль научно-технической политики и на стадии восприятия новшеств, внедрения нововведений в практику социально-экономического развития регионов. Для этого необходима не только информация о нововведениях, но и создание своеобразного «климата» и повышение компетентности потенциальных адаптеров.
В ближайшие годы в России предстоит создать сетевой маркетинг, представляющий собой эффективную систему продвижения новшеств. Суть его заключается в том, что процесс диффузии нововведений идёт через иерархию соподчинённых градаций и посредством межличностного общения. Эффективность сетевого маркетинга может стать действенным аргументом для введения его в структуру инновационной политики.

Контрольные вопросы

  1. Чем обусловлена актуальность инвестиционной политики?
  2. В чем заключаются особенности инвестиционной политики СССР?
  3. Обозначьте современные проблемы в области науки и образования России?
  4. Что является ведущей целью инвестиционной политики?
  5. Перечислите задачи, которые должна решать инвестиционная политика.
  6. Какими принципами необходимо руководствоваться при разработке и реализации инвестиционной политики?
  7. В ведении каких территориальных уровней органов власти находятся вопросы науки и образования?
  8. Опишите структуру научных и высших учебных заведений.
  9. Какие направления научно-технической (инновационной) политики должны стать приоритетными?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: