Основные понятия

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный

Архитектурно-строительный университет

Кафедра общей и строительной физики

Расчет транспортного шума

Методические указания

К расчетно-графической работе № 315 для студентов

Специальности 270300 – архитектура

Санкт-Петербург


УДК 625.098:711.58(076.5)

Расчет транспортного шума: Методические указания к расчетно-графической работе № 315 для студентов специальности 270300 – архитектура / СПбГАСУ; Сост.: Е. С. Вознесенская, Ю. Н. Леонтьева. – СПб., 2007. – с.

Содержатся необходимые пояснения к выполнению расчета ожидаемого уровня шума на территории жилой застройки, прилегающей к транспортным магистралям.

Указания составлены на основании действующих нормативных документов и включают все необходимые справочные таблицы и нормативные показатели.

Табл. 10. Ил. 8. Библиогр.: 2 назв.

Рецензент д-р техн. наук, проф. Т. А. Дацюк


Цели работы:

уяснение факторов, влияющих на снижение шума, распространяющегося на примагистральных территориях;

освоение эмпирического метода расчета ожидаемых уровней звука в расчетных точках.

Для практического освоения метода необходимо:

1) рассчитать уровень звука в заданной расчетной точке на территории жилой застройки, расположенной на прилегающем к транспортной магистрали участке;

2) определить требуемое снижение уровня звука и предложить возможные мероприятия по защите от шума.

Основные понятия

Уровни шума, проникающего в помещения жилых и общественных зданий, а также на территории жилой застройки, не должны превышать нормативных значений, определяемых строительными нормами и правилами, соответствующими стандартами, а также санитарными нормами. Наиболее типичный комплексный источник шума в городе – это транспортные потоки.

Транспортный поток рассматривается как линейный источник непостоянного (изменяющегося во времени) шума.

Для оценки непостоянных шумов используют уровень звука, дБА, т. е. уровень звукового давления, измеряемый шумомером на частотной коррекции А. При измерении на частотной коррекции А в спектре шума уменьшаются составляющие на низких и средних частотах (до 1000 Гц), что примерно соответствует характеру восприятия шума человеческим ухом. Изменение уровня звука в дБА приблизительно соответствует изменению громкости звука, воспринимаемого слухом.

Непостоянный шум принято оценивать эквивалентным (по энергии) уровнем звука , дБА. Эквивалентный уровень – это уровень звука постоянного широкополосного неимпульсного шума, связанный с изменяющимся уровнем звука непостоянного шума , дБА, соотношением

= , (1)

где T – время наблюдения; t – текущее время, которое соответствует L А.

Другими словами, численно равен уровню такого постоянного шума, при котором за время наблюдения микрофон шумомера воспринял такое же суммарное количество энергии, что и при измеряемом непостоянном шуме. – это уровень постоянного шума, также воздействующий на человека, как и измеряемый непостоянный шум.

Шумовой характеристикой транспортных потоков на улицах и дорогах является эквивалентный уровень звука , дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения (для трамваев – на расстоянии 7,5 м от оси ближнего пути).

Шумовая характеристика потока автомобильного транспорта учитывает интенсивность движения, среднюю скорость потока, процент грузового и общественного транспорта, наличие трамваев в потоке, продольный уклон магистрали, тип дорожного покрытия и др. В реальной практике используют эмпирические зависимости, установленные на основе статистической обработки результатов натурных исследований распространения шума на примагистральных территориях. Шумовые характеристики потоков транспортных средств определяют по «Справочнику проектировщика» . На стадии предварительных или ориентировочных расчетов шумовую характеристику транспортных потоков определяют в зависимости от категории улицы и числа полос движения (табл. 1).

Акустический расчет и выбор мероприятий по снижению шума состоит из следующих этапов:

а) выявления источников шума и определения их шумовых характеристик;

б) выбора расчетных точек;

в) разбивки территории застройки на участки, отличающиеся по условиям распространения шума;

г) определения уровней звука в расчетных точках;

д) определения допустимых уровней звука в расчетных точках;

е) определения требуемого снижения уровней звука в расчетных точках;

ж) выбора наиболее целесообразных и экономичных средств защиты от шума для обеспечения требуемого снижения уровня звука, их расчета и проектирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: