Дифференциация соц-эк пространства РФ (Д)

Уменьшение пространственной неоднородности (Д) создает более благоприятные условия для развития общенац-го рынка, гармонизации соц-эк-их преобразований, укрепления единства российского гос-ва.

Неоднородность - мера межрегиональных различий общих уровней эк-кого развития и уровня жизни в крупных регионах и субъектах РФ.

С началом рын-ых реформ Д регионов стала быстро усиливаться.

Причины Д регионов в переходный период:

1. Действие рыночной конкуренции, неодинаковая адаптируемость к рынку регионов с разной стр-рой эк-ки и разным менталитетом населения и власти;

2. Ослабление регулирующей роли гос-ва и фактическое неравенство субъектов РФ в отношениях с центром.

Дифференциация уровней эк-кого и соц-го развития. Эк-кое состояние регионов определяет их соц-ое полож-е. Обобщающее представление об этом да­ет сопоставление полученных доходов с прожиточным миниму­мом, т.е. покупательная способность денежных доходов. По это­му показателю лидируют Центр, Северо-За­пад и Зап-ая Сибирь и наблюдается весьма сильная Д регионов.

К «богатым» относятся 4 региона — субъекта РФ с вы­сокой обеспеченностью населения доходами (более 5 прожиточ­ных минимумов в среднем на человека) — Москва, Тюменская обл и входящие в нее Ханты-Мансийский и Ямало-Ненец­кий автономные округа (главные нефтегазодобывающие районы России).

Регионы относительно «благополучные» (2-3 прожиточных ми­нимума) включают крупные индустриальные районы на Северо-Западе и Европейском Севере. Все остальные регионы образуют группу «малой обеспеченнос­ти» (от 1,5 до 2 прожиточных минимумов), среди которых оказа­лись индустриальные районы, во многом пострадавшие из-за свертывания ВПК - Московская, Ленинградская, Брянская, Во­ронежская, Волгоградская, Нижегородская, Челябинская, Ново­сибирская области и др. Две последние группы регионов особен­но испытали удары инфляции и социального расслоения.

По субъектам РФ диапазон показателя де­нежных доходов на душу нас-я превышает двенадцатикрат­ную величину (Ямало-Ненецкий а.о. — республика Ингушетия).

Внешний фактор дезинтеграции: Развитие внешнеэкономических связей. Периферийные и приграничные регионы благодаря своему географическому полож-ю обладают существенными конкурентными преимуществами во внешнеэк-кой деят-ти, особенно в торговле, использовании энергетических мощностей, туризме и т.д.

Внутренние факторы дезинтеграции:

Денежно-финансовая система - просроченные платежи, длительные сроки межбанковского движения денег, неисполнение бюджетов;

Инвестиционный кризис;

Сокращение пассажирских перевозок м/д отдаленными друг от друга регионами - вызвано падением реальных доходов населения;

Льготная дезинтеграция - распределение м/д регионами разл эк-ких льгот;

Незавершенность процесса разделения компетенции м/д регионами и центром, расхождение м/д фед. и рег. законами.

Необходимость новой стратегии террит-го развития страны - разработать стратегию территориального соц-эк развития, рассчитанную как минимум на первую четверть XXI века.

Новая стратегия должна включать 3 этапа:

1. завершение переходного периода;

2. осуществление крупных программ, способным привести к качественным изменениям в сферах пр-ва, транспорта, расселения, образования и здравоохр-я, природопольз-я и экологии;

3. выход большинства регионов на траекторию устойчивого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: