Федеральный округ - это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально- производственный комплекс

Рычкова С.Н.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА и СУБЪЕКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Справочно-информационное пособие

Курган-2013

ВВЕДЕНИЕ

Субъекты РФ-это входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

В состав РФ входит 83 субъектов, как федерация состоит из 21 республики. 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 4 автономных округов - равноправных субъектов РФ. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъектов РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ.

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

Субъекты РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов.

Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них:

а) разделение вопросов ведения между ними на те. которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению:

все отстальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ:

б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и субъектов РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий":

в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в обращение к Президенту и Правительству РФ.

Каждый субъект РФ располагает своим основополагающим актом: республики – конституцией, остальные субъектов РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты. Субъекты РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт субъектов РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы субъектов.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики),законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды. прокурор республики; в иных субъектах РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории субъектов РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного субъекта РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе субъектов РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Субъекты РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта РФ человек проживает.

Субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи субъекта РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств субъектов РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

Субъекты РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д.

Для республик как субъектов РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" между народными договорами РФ.

Все субъекты РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Административное деление учитывается при экономическом районировании, которое позволяет установить тесную связь между природными ресурсами, навыками населения, уровнем развития материально-технической базы и способствует созданию наилучшей производственной комбинации, обеспечивающей рациональное разделение труда между регионами. До 2000года в России было выделено 11 крупных экономических районов:

1. Центральный

2. Северный

3. Северо-Западный

4. Волго-Вятский

5. Центрально-Черноземный

6. Северо-Кавказский

7. Поволжский

8. Уральский

9. Западно- Сибирский

10. Восточно-Сибирский

11. Дальневосточный

В последнее время в связи с изменившимися условиями назрела необходимость пересмотра существующей системы экономического районирования. Действовавшая система экономических районов была недостаточно приспособлена для решения современных задач развития рыночных отношений. Немаловажную роль в изменении экономического районирования сыграло создание межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. На их основе в 2000 году были учреждены федеральные округа:

1. Дальневосточный

2. Сибирский

3. Уральский

4. Приволжский

5. Центральный

6. Северо - Западный

7. Южный

8. Северо - Кавказский (организован в 2010 году за счет выделения из Южного федерального округа).

Образование федеральных округов было направлено на укрепление вертикали государственной власти и создание более эффективной системы управления территориальным развитием. Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйств, количественной и качественной характеристики природно-ресурсного потенциала.

Современное экономическое районирование Российской Федерации включает три основных звена: высшее - федеральные округа; среднее - края, области, республики, автономные округа; низшее- административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Федеральный округ - это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально- производственный комплекс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: