Отрасли по производству товаров народного потребления

Комплекс по производству товаров народного потребления — важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Это в основном отрасли группы Б, выпускавшие почти 60% продовольственных товаров. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок.

Производство товаров народного потребления — одно из узких мест в экономике России. За последние 5 лет объем промышленного производства потребительских товаров сократился более чем вдвое, в наибольшей степени это касается выпуска непродовольственных товаров. Снижение собственного производства сопровождалось ростом импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов России, доля которых 46% — 49%. Насыщение рынка товаров народного потребления за счет отечественного производства — одно из направлений развития российской промышленности.

Структура выпуска товаров народного потребления имеет значительные региональные различия, связанные с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями отдельных территорий России. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в Северо-Западном, Волго-Вятском, Центральном, Поволжском, Уральском — продукции отраслей тяжелой промышленности. Однако обобщающие показатели не отражают специфики развития и размещения отдельных отраслей. Значительное превышение в структуре производства товаров народного потребления продуктов питания на Дальнем Востоке не означает наличия там всего комплекса отраслей пищевой промышленности и свидетельствует о специализации района на выпуске определенного вида продукции (в данном случае — рыбы), обусловленной особенностями природно-ресурсного потенциала этой территории. Экономические и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития каждой отрасли комплекса, приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое место на внутреннем российском рынке

Размещение легкой промышленности определяется действием сырьевого, потребительского факторов и фактора рабочей силы. Ведущая отрасль легкой промышленности— текстильная: производство льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и синтетических тканей, трикотажа и других изделий.

Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Ее предприятия размещаются во всех экономических районах страны, но особенно много их в Центре и на Северо-Западе.

Обувная промышленность размещена по районам также сравнительно равномерно. Большую часть обуви производят Центральный, Уральский и Поволжский районы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: