В прогнозировании и планировании могут быть использованы межотраслевые балансовые модели. Это метод прогнозирования, известный под названием "затраты — выпуск", создан в 20-е годы В.Леонтьевым. Позднее метод развит, усовершенствован и распространен его автором в развитых странах. В связи с распространением этого метода в состав систем национальных и региональных счетов введены отраслевые разделы.
Международные стандарты систем национальных счетов начиная с 1968г. включают счета потоков фондов, балансов продуктов, имущества в натуральной и стоимостной формах по отраслям. Эти счета при наличии данных позволяют строить межотраслевые балансовые модели.
Особенности межотраслевых балансовых моделей прогнозов можно видеть на примере модели среднесрочного прогноза, построенной японскими учеными в 1962г.
Модель создавалась для решения двух задач. Во-первых, дать по каждому сектору, отрасли оценку спроса продукции, импорта, занятости и капитала в 1968г., согласованную с реальными совокупными оценками расходов, полученными на основе среднесрочной макроэкономической модели.
Во-вторых, сопоставить по секторам прогнозируемые величины индексов промышленного производства, импорта, занятости и валовых частных инвестиций, определяемые межотраслевой моделью, по суммарному объему импорта, занятости и инвестиций с прогнозами макроэкономической модели. Это обеспечивает возможность пересмотра исходных данных и совершенствование моделей для повышения точности прогнозов.
В качестве инструментов экономической политики в межотраслевой модели рассматриваются главным образом переменные и параметры, отражающие отраслевую и внешнеторговую политику, аналогично тому, как используются в макромодели переменные экономической политики и параметры, отражающие налоговую и финансовую политику.
В межотраслевой модели государственные потребительские расходы на оборону и образование, инвестиционные расходы на строительство дорог и гидросооружений также являются переменными экономической политики.
Для определенных секторов, которые тесно связаны с политикой в области импортных ограничений и тарифных ставок, значительное влияние оказывают функции импорта. Так, для отрасли, производство которой в будущем определяется либо экономической политикой, либо ее производственными мощностями, продукция определяется экзогенно, а импорт трактуется как разность между спросом и внутренним производством.
Для таких отраслей, как машиностроение и химия, где производство находится под влиянием политики импорта, средний уровень импорта рассматривается как параметр экономической политики.
Такой подход использован в модели, поскольку эндогенный спрос на конкретный продукт, являющийся объектом экономической политики, всегда можно распределить между внутренним производством и импортом, изменяя параметры в функциях импорта.
Межотраслевая модель является статической открытой моделью Леонтьева. Рассматриваемая модель имеет некоторые характерные особенности, касающиеся разбивки конечного спроса, корректировки коэффициентов прямых затрат при прогнозах, оценки потребности в импорте по секторам, занятости, капитала, которые рассмотрены ниже.
Систему уравнений можно для иллюстративных целей упростить и представить следующим образом:
Сi + Gi + Ii + Ji + Ei = Fdi; (8)
Xi + Mi = Σj aij Xj + Fdj; (9)
Mi = Mi (Xi + Mi); (10)
Vi = vi Xij; (11)
L i = Li (Vi + w/p); (12)
Vi= Vi (Ki + Li + t); (I = 1, 2, … n). (13)
Здесь в уравнениях: Сi — расходы на потребление, по видам продуктов; Gi— закупки правительственными органами товаров и услуг, по видам продуктов; Ii — валовые инвестиции в основные фонды частных предприятий и в индивидуальном строительстве, по видам продуктов; Ji — изменение запасов, по видам продуктов; Ei — экспорт товаров и услуг, по видам продуктов; Fdi — конечный спрос, по видам продуктов; Мi — импорт товаров и услуг, по видам продуктов; Xi — валовой выпуск, по отраслям; Vi — валовая добавленная стоимость, по отраслям; Ki — валовой капитал, по отраслям; Li. — занятость, по отраслям; аij — коэффициент прямых затрат; vi — доля добавленной стоимости в объеме валовой продукции отрасли; w/p — реальная заработная плата в расчете на одного занятого; i — порядковый номер отрасли, продукта; п — количество отраслей (п = 60); t — время в календарных годах, для 1960г. t = 35.
Уравнение (8) показывает, что реальные расходы по статьям конечного спроса делятся в модели по 60 отраслям, при этом используется несколько видов эконометрических моделей для каждой отрасли, в том числе функции потребления и экспорта.
Уравнение (9) является уравнением баланса спроса и предложения и представляет собой главный элемент межотраслевой модели; левая часть каждого из 60 уравнений отражает предложение по группе продуктов, производимой отраслью. Правая сторона — конечный спрос для этой же группы продуктов, в том числе и промежуточный спрос (Σj aij Xj).
Напомним, что коэффициенты прямых затрат aij показывают, какое количество продукта i -й отрасли затрачивается на производство единицы продукта j- й отрасли. Матрица коэффициентов прямых затрат рассчитывается по данным межотраслевых национальных счетов. В рассматриваемой модели весь импорт трактуется как конкурирующий, в противном случае импорт отнесен к отраслям, в которые он должен был бы входить, если бы существовало соответствующее отечественное производство.
В уравнении (10) используется функция импорта, которая разделяет общее предложение продуктов на отечественное производство и импорт. Параметры этих функций отражают влияние производственных мощностей отечественных отраслей, международной конкурентоспособности и тарифной политики.
На основе уравнений (9) и (10) рассчитываются величины производства и импорта. Уравнения (11)-(13) базируются на объемах производства, полученных выше. Уравнение (11) дает добавленную стоимость по отраслям, уравнение (12) — возможность исчислить спрос на рабочую силу исходя из добавленной стоимости и реальной ставки заработной платы, определяемой по макроэкономическому прогнозу, а уравнение (13) позволяет сделать оценку добавленной стоимости как функции труда и капитала.
Временные ряды, которые использовались для построения модели, охватывали период 1951—1962 гг., в некоторых случаях выбирался восьмилетний ряд наблюдений с 1955 по 1962г., так как не было всех необходимых статистических данных.
Макроэкономическое и межотраслевое балансовое планирование
Планирование развития японской экономики в 60-е годы, в конечном итоге было построено на основе объединенной модели макроэкономического и межотраслевого балансового прогнозирования. В состав объединенной модели было включено несколько блоков.
Блок денежных доходов и расходов. В этом блоке расходы в денежном выражении, в том числе государственные закупки товаров и услуг, индивидуальное жилищное строительство, чистый экспорт, а также фонд денежной заработной платы и цены на потребительские товары, рассматривались как экзогенные переменные. Они влияли на другие виды расходов и на распределение общих доходов через функции потребления, функции инвестиций и другие функции, связанные с распределением доходов.
Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах. Денежные расходы, определенные в предыдущем блоке, в этом блоке пересчитывались в реальные расходы с помощью фиксированных коэффициентов.
Экспорт в реальном выражении рассчитывался на основе данных о мировой торговле и относительных цен на экспорт с помощью функций экспорта по шести основным товарным группам. Эти общие реальные расходы подразделялись затем по 60 отраслям. Использовалось несколько моделей и преобразующих матриц, чтобы получить объемы продукции, импорта, инвестиций в запасы по отраслям.
Процесс получения плановых величин по отраслям аналогичен процессу, использованному в межотраслевой модели, за исключением изменений в запасах, которые определялись эндогенно.
Затем исходя из оценок продукции по отраслям определялись объемы необходимой занятости и капитала с помощью функции спроса на рабочую силу и производственных функций по отраслям. Определялись величины занятости по отраслям на основе функций спроса на рабочую силу исходя из реальных ставок заработной платы и величины добавленной стоимости.
Далее потребности в капитале по отраслям устанавливались на основе этих оценок занятости и добавленной стоимости с помощью производственных функций по 25 секторам экономики. Ставки заработной платы, рассматриваемые как эндогенные величины, рассчитывались в ходе решения системы уравнений, включающих спрос на рабочую силу и коэффициент безработицы.
Величины валовых инвестиций в основные фонды по секторам определялись путем суммирования чистого увеличения капитала, которое находится исходя из предпосылки его равномерного роста за планируемый период по 25 секторам, а также величии инвестиций на возмещение выбытия по секторам, получаемых на основе предположения, что они растут пропорционально росту капитала.
Из-за нелинейности в модели приходилось прибегать к методу итераций при решении уравнений, относящихся к занятости, ставкам заработной платы и коэффициенту безработицы.
Блок цен. Общая потребность в инвестициях, рассчитанная в предыдущем блоке, затем сопоставлялась с аналогичной величиной, полученной на основе функции инвестиций в первом блоке.
Первая величина может оказаться больше второй, что означает — необходимые инвестиции выше тех, которые получаются исходя из финансовых ресурсов. Тогда уровень цен будет расти под влиянием инфляционного давления. При этом общие реальные расходы будут снижаться до тех пор, пока они не придут в соответствие с реальными производственными мощностями.
Механизм регулирования цены будет действовать до тех пор, пока разрыв между спросом и предложением на реальные инвестиции не будет полностью устранен. Пока не будет достигнуто равновесие между общими реальными мощностями и общими реальными расходами. В противном случае снижение цен будет носить такой характер, который приведет к увеличению реальных расходов и более высокой потребности в инвестициях в связи с действием процесса дефляции..
Вычислительная процедура этого регулирования была разработана таким образом, что уровень частного потребления меняется в зависимости от разницы между спросом и предложением на инвестиции. При этом новый уровень цен, на потребительские товары определялся исходя из отношения денежных расходов на потребление, оцененных в первом блоке, к новой величине частного потребления, исчисленной в реальном выражении. Изменение уровня цен на потребительские товары влияло затем на другие цены через функции относительных цен, принятых в этом блоке, которые в свою очередь вызывали изменения в остальных реальных расходах, кроме расходов на частное потребление.
После получения пересмотренной величины этих реальных расходов вычислительная процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто конечное равновесие между реальным предложением и спросом на инвестиции и пока все эндогенные переменные в обоих блоках, относящиеся к реальным факторам производства и ценам, не придут к стационарному состоянию.
Обратная связь с блоком денежных доходов и расходов. После достижения стационарного состояния переменные, фиксируемые экзогеино в первом блоке, такие, как фонд заработной платы, потребительские цены, тоже подвергались пересмотру. Этот пересмотр в дальнейшем требовал новых расчетов эндогенных переменных в первом блоке. На основе пересмотренных оценок необходимо было снова рассчитать показатели второго и третьего блоков.
Такие итеративные приближения проводились до тех пор, пока фонд заработной платы и цены не достигали равновесия.
В разработке плана принимали участие представители высших органов власти и управления Японии. В табл. 1 приведены отчетные данные за 1963 финансовый год и план, установленный на 1968г., отражающие результаты использования рассмотренных методов прогнозирования и индикативного планирования.
Таблица 1 - Состав валового национального продукта и распределение национального дохода в текущих ценах, млрд. иен
Статьи | 1963г. | 1968г. |
Расходы на личное потребление | 11 840,1 | 18 921,8 |
Расходы всех государственных органов | 2176,0 | 3607,1 |
на потребление | ||
Валовые государственные инвестиции | 2530,3 | 4297,5 |
, (с изменением запасов) | ||
Валовые инвестиции в основные фонды | 4151,5 | 7459,2 |
частных предприятий | ||
Индивидуальное жилищное строительство | 743,9 | 2093,8 |
Изменение запасов частных предприятий | 1461,6 | 969,5 |
Экспорт и доходы, поступающие из-за границы | 2440,6 | 4174,3 |
Минус: импорт и доходы, выплачиваемые за границу | 2791,6 | 4178,6 |
Расходы на валовой национальный продукт | 22 542,4 | 37 344,6 |
Оплата труда | 9756,9 | 16715,3 |
Доходы собственников | 4603,1 | 6491,5 |
Доходы частных лиц от ренты и процентов | 1119,8 | 2070,8 |
Доходы корпораций | 2714,1 | 4685,3 |
- Налоги на прибыли корпораций | 1019,1 | 1827,3 |
и неналоговые платежи | ||
- Дивиденды, получаемые частными лицами | 406,1 | 649,8 |
- Сбережения частных корпораций | 1288,9 | 2208,2 |
Нераспределенные прибыли государственных | 126,0 | 300,0 |
предприятий | ||
Чистый доход, поступающий из-за границы | 101,1 | 168,1 |
Национальный доход | 18 218,8 | 30 094,8 |
Косвенные налоги (минус субсидии) | 1893,2 | 3215,7 |
Амортизационные отчисления | 2694,5 | 4856,8 |
Статистическое расхождение | 264,1 | 822,7 |
Валовой национальный продукт | 22 542,4 | 37 344,6 |
Подобных детальных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и планов, даже оценок полученных в экономике результатов в Российской Федерации пока нет. Система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, планирования и эффективного учета пока находится в стадии формирования. В 1996г. созданию современной системы прогнозирования и планирования было положено начало путем разработки Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996г.
Прогнозы, созданные исходя из Концепции, в основном были построены с помощью экспертных оценок. Планы, сформированные в соответствии с прогнозами, оказались не достаточно совершенными и выполнить их не удалось.
Лекция 8: «Критерии оценки качества и надежности прогнозов. Верификация прогнозов»
План
1. Общие вопросы оценки качества разрабатываемых прогнозов
2. Методика оценки надежности прогнозов