Условия и средства организации образовательного процесса

Содержание модулей задает необходимую направленность педагогической деятельности:

- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств, способов исполнения предоставляется каждому ребенку, с опорой на его личный опыт в освоении им новых знаний;

- формирование и развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- приоритет организации совместной деятельности педагога с детьми, детей друг с другом в организационных, диалогических формах работы с детьми;

- обеспечение развивающего характера среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, здоровья;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт);

- вовлечение семьи в планирование, организацию и оценку результата реализации программы;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями), стимулирование самооценки ребенка.

Формы организации:

- игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссер­ские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобрази­тельной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двига­тельной, речевой);

- экскурсия, путешествие;

- исследование, экспериментирование (игровое экспери­ментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулка в природу в разные се­зоны (на различные городские и сельские объекты;

- развлечение;

- проектирование решения проблемы;

- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, прослушивание сказки;

- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

• использование игровых мотиваций;

• использование сюрпризных моментов;

• включение игровых и сказочных персонажей;

• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;

• использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;

• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, за­гадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);

• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;

• «минутки общения»;

• групповые дела,предусматривающие участие родителей и детей других групп;

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);

• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудниче­ство.

Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:

• развивающие игры;

• игры-инсценировки, игры-сотрудничества;

• динамические игры познавательного содержания;

• игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;

• создание проблемных ситуаций;

• использование художественного слова, музыкального сопровождения;

• познавательные беседы;

• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;

• сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

• обследование различных предметов;

• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружаю­щего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;

• опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;

• знаково-символические обозначения ориентиров;

• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;

• словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;

• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

• изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;

• планирование, распреде­ление ролей, осуществление игровых действий;

• создание ситуаций проектирования (метод проектов);

• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).

Новизна авторского подхода в разработке настоящей программы состоит в последовательной системной реализации идей зафиксированных в концепции содержания непрерывного образования (федеральный уровень), требований Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, концепции эксперимента «Раннее развитие детей в Свердловской области», иных нормативных актов, психологических и педагогических подходов в части идей гуманистического, личностно-ориентированного, социокультурного деятельностно-развивающего подходов и вариативности дошкольного образования.

«Линейная» и «горизонтальная» идея освоения ребенком содержания образования происходит за счет его обогащения путем включения тем федерального и регионального содержания.

«Вертикальная» идея обогащения содержания образовательной деятельности происходит за счет вытеснения унифицированных программ, авторскими рабочими программами, ориентации на создание комфортного режима в реализации индивидуальных образовательных траекторий развития ребенка в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами в организационных формах совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей.

Особенностью определенного содержания образования является то, что предоставляется возможность преодолеть сложившееся знаниево-предметное содержание дошкольного образования и перейти к деятельностно-смысловому содержанию, где ведущей ценностью выступает эмоциональный мир ребенка.

Содержание образования реализуется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, предоставление ребенку инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, общении.

В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды,обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:

· эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;

· эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;

· эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

· эмоционально-активизирующий, т.е. организация занятости детей (игры, занятия, сюрпризные моменты и пр.);

· эмоционально-тренирующий, т.е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.

Примерная региональная программа позволяет педагогическим коллективам оптимально сочетать базовое содержание образования, заданное в ней, и приоритетные (дошкольный компонент) направления (коррекционное, оздоровительное, развивающее) в работе дошкольных образовательных учреждений различного вида, что будет способствовать грамотному выстраиванию единого образовательного пространства.

Программа предназначена для внедрения в образовательные учреждения:

- центр развития ребенка - детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

- детский сад комбинированного вида (в состав которого входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- детский сад присмотра и оздоровления - с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

А также:

- на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений с представительством всех возрастных групп воспитанников (в структуре которых она предусмотрена);

- различные группы кратковременного пребывания: адаптационные группы, группы развития, группы предшкольного образования и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: