Социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области

Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, энергетика, экология, здравоохранение и т.д.

Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.

Административные центры Томск и Кемерово входят в состав Сибирского Федерального округа, Томская и Кемеровская области образуют Западно-Сибирский экономический район Российской Федерации. У этих регионов есть огромный потенциал: промышленный, интеллектуальный, энергетический.

Кемеровская область является крупным промышленным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. Это самый урбанизированный регион России, край уникально богатых углём земных недр. Область является основным производителем этого вида топлива в России. Основные отрасли промышленности: угольная, химическая, металлургическая. Кемеровская область занимает 2-е место по объему промышленного производства среди 19 регионов Сибирского федерального округа. По добыче угля, стали, выпуску проката Кузбасс был и остается ведущим регионом России. Добывает 50 процентов каменного угля, 80 процентов коксующегося угля, производит более 80 процентов магистральных и 100 процентов трамвайных рельсов.

С Кузбассом граничит Томская область, которая входит в группу относительно развитых регионов, ее душевой ВРП (с корректировкой на стоимость жизни в регионе) превышает средний по стране и максимален среди регионов Сибирского федерального округа. Основа экономики области - нефтедобыча, сконцентрированная на границе с Ханты-Мансийским АО. До 2005 г. душевой ВРП рос быстрее среднероссийского благодаря повышению цен на нефть, однако в 2005 г. положение базовой отрасли ухудшилось из-за "дела ЮКОСа" и вероятной смены собственника компании "Томскнефть". В последние годы развитие "Сибхима" (госкорпорация ТВЭЛ) и Томского нефтехимкомбината (принадлежит дочерней компании Газпрома СИБУР) стало более стабильным. В Томской области делают ставку на строительство Северской АЭС, оно должно стать гарантом дальнейшего экономического развития области, которая изначально является энергодефицитной. Пока все это в проекте, и еще сложно давать оценку.

Доля промышленности в ВРП Томской области, как и Кемеровской, на треть выше средней по стране. В Сибири эти области уступают только сверхиндустриальным нефтяным тюменским округам, искусственно приписанным к Уралу новой сеткой деления, и Красноярскому краю.

В результате Томская область по душевым расходам на образование и социальную политику она подтягивается к среднероссийскому уровню (напомним, что он сильно завышен гигантскими расходами бюджетов Москвы), а душевые расходы на здравоохранение отстают от среднего более чем на 20%, на культуру - более чем на треть. Власти области нельзя обвинить в недостаточном выделении средств на социальные цели. Суммарная доля расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику в консолидированном бюджете области даже выше среднероссийской (54 и 52% соответственно), а с добавкой расходов на ЖКХ достигает 66%. При этом область вынуждена почти полностью (на 97%) финансировать социальные расходы из собственного бюджета.

В связи с кризисом существенно сократились доходы областных бюджетов. Увеличивается риск потери работы. Это связано с сокращением инвестиционных планов как крупных корпораций, так и средних предприятий, с освобождением бизнеса от непрофильных активов, с падением спроса на продукцию предприятий. Например, в Томской области страдают такие предприятия, как ТЭМЗ, "Сибэлектромотор", "Манотомь".

В Томской области стали более острыми проблемы низкого качества жилфонда, доля ветхого и аварийного жилья возросла до 6%, вдвое превысив среднюю по стране. Впрочем, такая же ситуация в соседней Кемеровской области.

На первый план вышли проблемы удорожания содержания жилищного фонда для местных бюджетов и роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно в последние годы. В северных регионах содержание жилищного фонда - более серьезная "головная боль" для местных властей не только из-за удорожающих факторов. Муниципалитетам передано обширное ведомственное жилье, медленней идет его приватизация, меньше доля частных домов в городах и сельской местности, поэтому в собственности местных органов власти оказалась значительная часть жилищного фонда. Так, в Томской области только 2/3 жилья является частным (в среднем по стране - 74%), а муниципальный жилищный фонд достигает 30% (в среднем по РФ - 20%), что повышает нагрузку на бюджеты.

По индексу человеческого капитала, по доле лиц с высшим образованием, по количеству специалистов, способных к самостоятельной постановке задач, Томск занимает 3-е место в России, уступая лишь Москве и Петербургу. Проведен анализ по вузам Сибирского федерального округа среди победителей различных студенческих конкурсов. Томские студенты за 5 лет взяли 43% наград. Сравните: Новосибирск - 23%, Омск - 8%, Иркутск, Алтай и Красноярск - по 6%, Кемерово - 4,7%.

Важное место в характеристике субъектов РФ занимают имена: губернатор Томской области - Виктор Кресс и губернатор Кемеровской - Аман Тулеев. По соцопросам за последние три года эти деятели входят в число самых влиятельных региональных политиков. Это свидетельствует о политической стабильности этих деятелей, долговременности правления, об устоявшейся вертикали власти.

Всё вышеуказанное определяет своеобразие данных территорий. Мы имеем дело с двумя крупными регионами, крупными во всех смыслах, значимыми для России, ее экономического и социально-политического развития. У них очень большой потенциал в сфере добычи полезных ресурсов. Жители областей практически "ходят по" нефти и углю. Высок интеллектуальный потенциал. В век науки и высоких технологий это немаловажно. Объединяет Кузбасс и Томскую область не только территориальное соседство, но и статус, два субъекта являются областями в составе РФ.

Именно это обстоятельство обусловило выбор территориальных рамок исследования. Их равный статус позволяет вести обоснованный сравнительный анализ государственной региональной политики. Для меня, как исследователя, представляет интерес то, как происходят аналогичные, по сути, политические процессы в соседних, но имеющих собственную специфику, регионах в рассматриваемый период.

Для того, чтобы провести анализ государственной региональной политики, было проведено анкетирование (см. приложение 1) среди людей на территории Кузбасса и Томской области в возрастной группе 26-35 (60%), 18-25 (20%), 36-45 (10%) и 46-60 (10%) лет. Опрашиваемые были женского (70%) и мужского (30%) пола, имели высшее (70%), среднее (10%) и неполное высшее (20%) образование. Респонденты принадлежали к различным социальным группам: студенты (10%), служащие (55%), рабочие (20%), безработные (12,5%) и пенсионеры (2,5%) (см. приложение 2).

Судя по этим результатам, можно вывести средне-статистический портрет респондента. Это женщина от 26 до 35 лет с высшим образованием, принадлежащая к социальной группе "служащие" (см. приложение 3).

Вопрос о межбюджетных отношениях - один из самых острых на сегодняшний день. Его невозможно решить, не учитывая и не согласовывая с собственно регионами, ведущими экспертами, бизнесом, вовлеченным в этот процесс, всеми заинтересованными группами общественности. Не смотря на наличие высокого потенциала развития, Кузбасс и Томская область являются дотационными. Области требуют помощи от федерального центра.

В 2006 году 37 субъектов получили финансовую помощь в виде дотаций из федерального бюджета, которые составляли от 10% до 30% - в их число вошла и Томская область, заняв 22 место с объемом дотаций в 12,89%.

Кемеровская область заняла 19 место с объемом дотаций в 10, 53%.

Следует отметить, что высокая доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в консолидированном бюджете свидетельствует о низком налоговом потенциале и высоком удельном весе бюджетных расходов в субъекте.

Необходимость проведения государственной региональной политики показали и результаты анкетирования: 97,5% респондентов ответили согласием на вопрос о ее необходимости. А также больше половины населения считает, что нужны меры по активизации государственной региональной политики Российской Федерации, тем самым доказывая, что Кузбасс и Томская область являются дотационными. За это выступило 70% респондентов. Это еще свидетельствует о том, что с точки зрения жителей Кузбасса и Томской области, эффективность государственной региональной политики не достаточно высока (см. приложение 2).

Жилищные проблемы в Сибири всегда были более острыми, но за переходный период изменилось их соотношение. Раньше основной проблемой был дефицит жилья, теперь же проблемой является стоимость квадратного метра. В Кузбассе средняя цена за кв. м. составила 31500 руб по итогам первого квартала.Средняя стоимость одного квадратного метра на рынке Томской области составила 39718,3 руб.

В рамках национального проекта " Доступное и комфортное жилье" проходит субсидирование граждан.

До 2003 г. включительно охват этим видом адресной помощи непрерывно рос и достиг почти трети семей. Вполне вероятно, что среди них были не только малоимущие, поскольку эффективной системы учета доходов в России нет. За 2004-2005 гг. охват сократился более чем вдвое - до 15%, и теперь он ниже доли бедного населения области. Обвальное сокращение охвата жилищными субсидиями вряд ли можно объяснить только более точным учетом доходов. Судя по всему, в 2004 г. произошло административное "торможение" непрерывно растущих расходов бюджета на жилищные субсидии, а в 2005 г. все регионы вынуждены были мобилизовать бюджетные средства на выплаты региональным категориям льготников при монетизации льгот. В результате адресность социальной помощи уменьшилась за счет монетизации, а доступность социальной защиты - за счет резкого сужения круга получателей жилищных субсидий.

Государственная региональная политика выражает отношение Федерального центра к субъектам РФ. Население понимает, что Федеральный центр должен уделять внимание всем проблемам, что государственная региональная политика должна охватывает все сферы развития региона. Это подтверждает опрос. По его данным в Кузбассе и Томской области объектом государственной региональной политики является: регион в целом (65%), региональные структуры исполнительной власти (20%), население (15%) (см. приложение 2)..

Федеральные власти только в последнее время стали уделять внимание развитию среднего и крупного бизнеса. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, это очень кстати. Существует Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Финансирование предоставления грантов осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию программы. Источник финансирования определяется министерством.

При ответе на вопрос "заинтересован ли в проведении успешной государственной региональной политики крупный и средний бизнес?" положительно ответили 75% респондентов, отрицательно - 25% (см. приложение 2).

Как следствие этой программы, в Кузбассе существуют такие меры, как:

уменьшение ставки налога по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий в 3 раза (с 15% до 5%);

снижение региональной части ставки налога на прибыль по отдельным видам деятельности до 13,5%;

предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной, инновационной и производственной деятельности (по налогу на имущество, на прибыль; отсрочка, рассрочка, предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам);

в Кемеровской области создан Гарантийный фонд поддержки субъектов МСБ на базе фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области. Фонд формируется из средств областного и федерального бюджета, а также собственных средств фонда. Цель гарантийного фонда - создание условий для получения кредитных ресурсов в коммерческих банках для более широкого круга предпринимателей. Кроме того, фонд за счет собственных средств предоставляет займы субъектам малого предпринимательства под льготную ставку равную 5 процентам годовых. Томская область на VII форуме "Дни малого и среднего бизнеса в России - 2008" году в четвертый раз стала лучшим регионом РФ по развитию малого предпринимательства, проводимого Советом Федерации Федерального собрания РФ совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Ежегодно победителями этого конкурса становятся семь российских регионов. Томская область была признана лучшей по развитию малого бизнеса в 2004-м, 2005-м и 2007-м годах.

Для справки: по итогам 2007 года Томская область в пересчете на 1 тыс. человек населения занимает 1-е место в сибирском федеральном округе по числу малых предприятий, числу занятых, обороту и инвестициям в основной капитал малых предприятий. В сфере малого бизнеса работают почти 13 тысяч предприятий, на которых занято 103 тысячи человек, более 28 тысяч индивидуальных предпринимателей. Оборот малых предприятий по итогам 2007 года составил более 121 млрд. рублей - 34,1% от оборота предприятий и организаций Томской области. Поступления в бюджет от упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход превысили 1 млрд. рублей.

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства в Кузбассе и Томской области, этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в других промышленно развитых регионах Российской Федерации.

Большую угрозу для здоровья общества представляют наркотические средства и ВИЧ-заболевания. Сбыт психотропных веществ организован по принципу сетевого маркетинга, а сверхприбыли от их продажи позволяет лидерам организованной преступности вторгаться в политику в целях лоббирования либерального отношения к наркопотреблению.

При переходе к рыночной модели экономики наркоугроза представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и т.п. Положительно оценивая теоретическое и стратегическое значение "Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации", утвержденной Верховным Советом РФ 22 июня 1993 года необходимо отметить, что с момента ее принятия прошло более 15 лет.

В 2003 году создали мощную государственную службу по борьбе с наркотиками. Но пока политику, к сожалению, эффективно никто не оценивает.

Сегодня на первое место выходят антикризисные меры. Федеральные власти издают одну за другой программу для смягчения и ликвидации последствий кризиса. В субъектах Федерации существует продолжение этих программ, оно выражается в областных законах, одобренных федеральным центром.

Финансирование правительством РФ антикризисных мер в 2009 году из федерального бюджета составит 1 трлн.610,8 млрд. рублей. Об этом заявил глава Минфина РФ Алексей Кудрин 25 марта на расширенном заседании комитета Совета Федерации по бюджету, сообщая об изменениях в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 гг., подготовленный Минфином к нулевому чтению. Из выделяемых средств на поддержку финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и меры социальной политики будет направлено 450 млрд. рублей. На поддержку банковской системы будет выделено 300 млрд. рублей, еще 389 млрд. рублей пойдет на дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам России. На межбюджетные трансферты бюджетам субъектов России будет направлено 150 млрд. рублей. На другие нужды будет выделено 321 млрд. рублей, сообщил Кудрин.

С начала 2009 года в Томской области действуют несколько специальных программ - в помощь безработным и тем, кто рискует остаться без работы. Опережающее обучение. Работодатель, согласившийся принять участие в программе, заявляет, к примеру, о планирующемся сокращении 50 человек. Однако некоторых из них он соглашается отправить на обучение сроком на 3 месяца - на ту специальность, которая нужна в изменившихся экономических условиях работодателю. После этого работник сможет вернуться на предприятие. Плата за обучение в нашем регионе может составить около 10 тыс. рублей, однако деньги платит не работодатель, а бюджет - в основном, федеральный. Областной бюджет оплатит расходы на проезд и проживание в случаях выезда на учебу за пределы муниципального образования на территории Томской области.

Общественные работы. Финансирование идет из Федерального бюджета. Транспортные расходы на доставку до места проведения работ и обратно, расходы на приобретение специнвентаря, спецодежды - оплатит областной бюджет).

Содействие самозанятости. Безработный может получить стартовый капитал на создание собственного дела. Размер этого капитала равен среднегодовому объему пособия, причитающегося этому гражданину - от 35-ти до 50-ти тысяч рублей. Граждане, зарегистрировавшись в качестве субъекта малого предпринимательства, могут стать участниками областной программы развития малого предпринимательства "Первый шаг". Эти люди могут претендовать на получение безвозмездной субсидии до 300 тысяч рублей на развитие собственного дела. Все расходы по консультированию и тестированию, подготовке бизнес-плана оплачиваются из федерального бюджета. Оплачиваются также все расходы, связанные с созданием и регистрацией собственного дела. Другая программа - "Бизнес-старт" - в настоящее время также допускает участие безработных и ищущих работу граждан в конкурсах по заявленным бизнес-планам.

Адресная помощь для поддержки трудовой мобильности. Программа рассчитана на тех, кто не смог найти работу в пределах своего города. С помощью программы граждане смогут уехать туда, где работа для них есть. Транспортные расходы на переезд в другую местность, суточные (100 руб/день) и расходы на первоначальный найм помещения (550 руб/день в течение трех месяцев) - оплатит федеральный бюджет.

Можно сказать больше кризис сейчас "в моде". Создаются законопроекты, цель которых является уменьшение последствий кризиса, при этом практически забывается про основные направления государственной региональной политики. А федеральные власти между тем борются за место под солнцем на международной арене. И в СМИ снова и снова появляются заголовки о неэффективности государственной региональной политики.

Результаты опроса говорят о том, что разработкой государственной региональной политики должны заниматься: Федеральное собрание (44,4%), правительство РФ (33,3%), администрация президента (16,6%), иное (5,5%) (см. приложение 2).

Федеральному центру стоит призадуматься, внести ли в компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации и вопросы разработки государственной региональной политики.

Государственная региональная политика, как озвучено выше, влияние федерального центра на субъекты РФ, а также влияние субъектов на центр.

Лоббистские возможности у региона разнообразны. Региональным властям необходимо найти действенный способ донести суть проблемы до федерального центра, обратить на себя внимание, доказать, что необходимо решение вопроса на государственном уровне, ведь от этого зависит реализация государственной региональной политики, ее эффективность, финансирование региона. Институтом, который может повлиять на решение Федерального центра, являются общественные объединения и партии. Они способны лоббировать, но контролировать проведение государственной региональной политики не могут (по результатам опроса, 65%) (см. приложение 2).

Таким образом, существует ряд проблем, которые требуют решения. Это возможно при активизации государственной региональной политики в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: