Александр Никонов. Судьба цивилизатора

Республиканский Рим.

Описание мира.

Книги:

Гаспаров М.Л. Капитолийская волчица.

Александр Никонов. Судьба цивилизатора.

Римская республика формально просуществовала с 509 до н.э. – с изгнания последнего римского царя, до 27 года до н. э. – объявления императором Октавиана Августа.

Но расцвет республики пришелся на период с начала века III до н.э до начала I века до н.э. – всего 200 лет.

Основной принцип построения всего римского общества — это опора на элементарную ячейку общества — семью (фамилию). Считалось что цель и главную суть жизни римского гражданина составляет наличие собственного дома и детей.

Глава семейства (по латыни - фамилии) — отец, беспредельно властвовал в семье.

Власть отца (по латыни Patria potestas) в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жёны и дети, а также незамужние дочери. Кроме того, фамилия включала в себя и рабов и другое домашнее имущество.

При ранней республике при рождении ребёнка глава семейства определял судьбу новорождённого; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи. Потом, конечно, нравы смягчились.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Хотя женщина и находилась в подчинении мужчины, но в богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она управляла хозяйством. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего. Решение о браке принималось с учетом возможного политического союза между родами, самые влиятельные из родов играли важную роль в политической жизни Рима.

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Были рабы и вольноотпущенники. Была и некоторая служебно-имущественная иерархия: сенаторы, всадники (богатая аристократия, во время войны служившая в коннице), бедный плебс (пролетарии). Постепенно в Рим начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества (перегрины).

Основное отличие Рима от греческих полисов - имеющиеся у гражданина права зависели от его имущественного ценза (богатства). Богатые, занимая государственные должности, обязаны были многое делать для города за свой счет (также как в Греции), но и прав они имели больше, в отличие от Афин, где независимо от богатства все граждане обладали равным влиянием на политическую жизнь города.

В Риме должности (магистратуры) не оплачивались.

Второе отличие Рима от Афин – это открытость. В эпоху республики стать римским гражданином было достаточно легко. Дети людей, переселившихся в город уже становились гражданами. Разбогатевший приезжий или вступивший в дружеские (клиентские) отношения с кем-то из патрициев становился гражданином. Даже бывший раб, ставший вольноотпущенником, тоже становился гражданином. Гражданская община Рима в период республики быстро росла. Граждане Рима не платили прямых налогов (был даже отменен «трибут» - налог на армию), хотя были торговые сборы, были налоги с союзников и провинций, была военная добыча. Распределением этого ведал Сенат Рима.

Властные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратурами, сенатом и комициями.

Магистратура – это общее название государственных должностей в Риме. Среди должностей (магистратур) были, например, такие: консул, претор, цензор, квестор, трибун. Человек, исполнявший какую-то должность, назывался магистратом. Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы. Магистраты могли вносить законопроект в сенат, где он обсуждался.

Комиции – это система народных собраний в Риме, комиции собирались по районам города (трибам), по родовым объединениям (куриям). На комициях избирались магистраты (чиновники), решались вопросы войны и мира.

Сенат (от слова senex – старик) – совет старейшин. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. Сенатор мог быть изгнан из сената за некоторые преступления – за этим следили цензоры.

Римский сенат формально был подчинён народному собранию (решения которого были законом), однако именно в Сенате было сосредоточено решение

финансовых вопросов, Сенат также контролировал государственную казну. Сенат ведал международными делами, объявлял войну и заключал мирный договор, объявлял набор в войско - войны в Римской республике никогда не прекращались. В полномочия также Сената входило регулирование сакральной жизни (праздневства и молебствования, постройка храмов, проведение триумфов), распределение провинций между проконсулами и пропреторами.

Из числа сенаторов назначались судьи

Первоначально в сенате было 100 членов, затем число сенаторов увеличилось до 300..

В Римской республике считалось, что безделье недостойно гражданина. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика и война, в ранний республиканский период - земледелие.

Богатые римляне вкладывали крупные средства преимущественно в земельную собственность, в Риме владение землей считалось почетным и давало политическое влияние. Выращивали ячмень, пшеницу, горох, бобы, значительное развитие получили виноградарство и выращивание оливок, а также скотоводство. Основными производителями сельхозпродукции были мелкие крестьянские хозяйства, хотя встречались и крупные землевладельцы, в хозяйстве которых решающее значение имел труд рабов. Вообще рабы составляли не более трети населения Рима и использовались в основном в домашнем хозяйстве. Большое внимание уделялось строительству дорог, водопроводов, терм (общественных бань), акведуков, общественных зданий и т. п., в строительстве тоже в основном использовался труд рабов, приток которых обеспечивали непрерывные победоносные войны.

Важным для знатного римлянина считалось участие в государственной жизни. Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета общественных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Знатный римлянин знал всех своих предков и их все деяния с незапамятных времен.

На этой основе складывалась ранняя культураРима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов и отдельных высших богов: Юпитер, Минерва, Марс – это боги патрициев (знати). Плебейские боги – Церера (богиня земледелия), Вакх, распространен культ Апполона. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли ритуал и культ, также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов (низшие божества): божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.

Это все считалось отдельными божествами, хотя и низшими. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок – жриц богини Весты, покровительницы домашнего уюта и семьи.

При войнах с другими народами древние римляне нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них имела в основном прикладной характер. Дело в том, что характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, римляне переосмыслили греческий опыт агрономии. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов, где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы. Римский архитектор Витрувий в I веке до н.э. написал трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли.

Ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике можно отметить несколько работ Цицерона - «Брут», «Об ораторе».

Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в I в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Молодой человек, чтоб публично заявить о себе, подавал в суд на кого-то из известных людей. Затем, в ходе судебных баталий он мог проявить себя и свое ораторское мастерство. Римские правовые нормы тоже формировались в непрерывных судебных прений.

В I в. до н. э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в. до н. э.

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины.

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

Юноши из знатных семей проходили обучение ораторскому искусству, многие богатые люди уезжали учиться в Грецию или на Восток, особенно во времена поздней республики. Так поступили, например, Цицерон и Лукреций Карр.

Одно из главных изобретений римлян – это римское право. Для частного римского права является стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику хозяйственной жизни, то есть прежде всего каждому римскому домовладыке (pater familias) — главе фамилии (большой патриархальной семьи). В трудах римских юристов были тщательно и всесторонне разработаны способы защиты личных и имущественных прав индивидов, правовые понятия и конструкции, прежде всего – право собственности (proprietas). Собственность - это полное право лица над вещью, а именно право владения (ius possidendi), пользования (ius utendi) и распоряжения (ius abutendi), что в дальнейшем стало достоянием правового общества.

Несмотря на то, что право собственности в Риме считалось абсолютным, осуществление этого права не должно противоречить как интересам других собственников, так и интересам общества в целом. Поэтому каждый собственник должен руководствоваться принципом: "Я могу делать со своей вещью все, что считаю нужным, но только до тех пор, пока я этим не наношу ущерб своему соседу и всему обществу".

В Древнем Риме юристами были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество,

Римлянам принадлежит приоритет во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики. Это был вначале медный асс, позднее – серебряный сестерций и, наконец, золотой солид. Римляне стали практиковать разменную монету. Монета (по латыни «советница») – это в Древнем Риме прозвище богини Юноны. От него получил свое название монетный двор, находившийся в храме Юноны на Капитолии.

Для знатного римлянина задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; римский патриций хотел приобрести высшую власть, основанную на военных подвигах, которая называлась imperium (владычество – лат.). Считалось, что победивший врага полководец отмечен богом, то есть у него есть этот «империум». Поэтому полководец после победы имел право на «триумф» – торжественный вьезд в Рим во главе процессии с военной добычей и пленными.

Пока Рим захватывал Аппенинский полуостров, война только тогда завершалась, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками Рима. Союзники обязаны были платить военные налоги, уступить часть земель для римских колонистов и выставлять свои отряды в римскую армию. Союзникам разрешалось самостоятельное внутреннее управление, но запрещались внешние сношения, т. е. Рим устанавливал политику "разделяй и властвуй".

Ведь и сам римский народ (populus Romanus), был обязан своим существованием рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными «Законами 12 таблиц» (Leges XII Tabularum). Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на бессрочном союзе между патрициями и плебеями, использовала закон управления италийскими общинами, принадлежавшими к римской системе союзов.

Но уже начиная с захвата Сицилии в результате первой Пунической войны положение изменилось – вместо «союзников» стали появляться «провинции», которые управлялись проконсулами, назначаемыми Римским Сенатом.

В Риме существовали практически все виды ремесленной деятельности по обработке металла, камня, кожи, шерсти и т. д. Широкое распространение получили гончарное ремесло, производство керамики и ткачество. Развитию ремесла способствовало наличие полезных ископаемых - железной руды, меди, строительного камня, глины. Широко применялись железо и бронза. В отличие от сельского хозяйства, где решающую роль имел труд рабов, ремеслами занимались в основном свободные мастера. Однако ремесло в период республики переживало некий застой (кроме изготовления военной техники), ибо завоеванные страны (провинции) имели более высокий уровень развития ремесленного производства, поставляли свои изделия в виде дани, а римские ремесленники пока еще не могли с ними конкурировать.

На основе роста товарности производства быстро развивается как внутренняя, так и внешняя торговля, центром которой становится Рим. Для проведения торговли выделялся каждый девятый день, один раз в год проводились ярмарки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: