Общая часть

Кафедра организации

предприятий

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО МОДУЛЮ «ОЦЕНКА ЕМКОСТИ РЫНКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»

для студентов, обучающихся по учебному плану специалистов 7.050201 дневной и заочной формы обучения

Утверждено

Советом специальности

7.050201

Протокол № _____ от ____

Одесса ОНАПТ 2003

Методические указания к выполнению дипломных работ по модулю «Оценка емкости рынка пищевых продуктов» специалистов 7.050201 всех форм обучения. Составил:. Макаров А.К- Одесаа, ОНАПТ, 2003. ______с

Составитель А.К. Макаров, к.т.н., доцент

Ответственный за выпуск зав. кафедрой ОП А.М. Богатырев, к.э.н., доцент


Настоящие методические указания предназначены для студентов специальностей 201, 106, 107 дневной и заочной форм обучения, изучающих дисциплины «Маркетинг», «Основы маркетинга», «Маркетинг продовольственных товаров», и могут быть использованы как при проведении практических занятий, так и в процессе самостоятельной работы при подготовке курсовых и дипломных работ.

Методические указания составлены на основе обобщения материалов на эту тему, опубликованных в различных учебниках и монографиях.

Выбор того или иного методического подхода для расчета емкости конкретного рынка зависит от поставленной цели, характера рынка, его структуры, состава и объема информации, имеющейся в распоряжении исследователя.

В конце указаний помещен глоссарии, содержащий толкование терминов, используемых в данной работе (приложение А).

Общая часть

Одним из важнейших разделов маркетинговых исследований является оценка размеров рынка.

Знание емкости рынка необходимо для:

- разработки маркетинговой стратегии;

- формирования плана продаж и плана производства;

- оценки доли фирмы и долей главных конкурентов;

- принятия решения о выходе на новый рынок;

- оценки проектов выхода на рынок с новым товаром;

- оценки экономической целесообразности дополнительных инвестиций;

- принятия решения об организации нового бизнеса или его расширении и др.

Рыночный спрос может определяться на различных территориальных, товарных и временных уровнях.

В качестве территориальных уровней могут рассматриваться:

- страна (Украина)

- регион (область либо несколько областей)

- город, населенный пункт

- группа потребителей

Товарный уровень включает:

- класс продовольственных товаров;

- товарную линию (групповой ассортимент);

- товарную единицу (отдельное изделие расширенного ассортимента);

В качестве временного уровня могут рассматриваться:

краткосрочный (день, неделя, декада); среднесрочный (месяц, квартал, год); долгосрочный (два года и более).

Как правило, в качестве временного уровня принимают период продолжительностью один год.

Особым случаем является определение емкости целевого рынка, выделенного по демографическому, психографическому или поведенческому принципу.

Прогноз емкости рынка является основной для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке. Различают следующие методы прогнозирования развития рынка [2, с. 10].

1. Анкетирование предполагает выявление мнений (потребителей) и экспертов с целью получения оценок прогнозного характера. Метод используется, когда отсутствует необходимый статистический материал и нет возможности отразить с помощью формального математического аппарата закономерности развития рынка.

2. Экстраполирование основано на предположении о продолжении в будущем сложившихся ранее тенденций развития рынка. Используется, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и выявлены устойчивые тенденции.

3. Аналитическое моделирование предполагает построение и использование модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в процессе развития рынка. Используют, когда информация о прошлом минимальна, но имеются некоторые гипотетические представления о рынке, позволяющие оценить будущее состояние рынка, воспроизвести альтернативные варианты его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: