Парадокс, подмеченный еще древними греками, но не менее задевающий и нас: «Если мы не знаем, что ищем, то как искать? А если знаем, что ищем, то зачем искать?»
Подтекст парадокса можно, разумеется, прочитать по-разному. Ведь, как известно, «о том каждый говорит, что у него болит». И все же приподнимемся над сугубо личным восприятием функции поиска. Когда природа этой функции социальна (а она в большинстве случаев социальна изначально, по сути своей, независимо от сферы применения – производство ли это, техника, социальная работа, образование или что-то иное), то на первый план выходит очевидная для всех диалектика.
Человек ищет и ищет постоянно, потому что хочет улучшить свою жизнь. Он не всегда знает, чем ее улучшить, но знает, где она слаба или скупа. И знает, что только неустанный поиск, настойчивость, игра ума приведут в конце концов к нужному решению, обновят некое устаревшее, одряхлевшее социальное качество. Опыт человека, многовековой и всепланетный, убедили его: вся свита разума – и воля, знания, и эмоции, вдохновение, и интуиция, случай – не останутся без дела, когда начнется процесс творчества.
|
|
В социальной жизни нет неизменных объектов. Динамика общественных преобразований с каждым новым поколением все выше. Кто-то даже склонен воспринимать ее в геометрической прогрессии. Это если иметь в виду глобальные измерения, мировое сообщество и земную цивилизацию.
Феномен жизни, однако, не столь однороден. В разных странах, разных обществах возникают свои аномалии развития. Далеко не везде, даже в пределах одного континента, одинаково быстро и с равным желанием реагируют на социально выгодные нововведения. Неприятие развивающего начала, торможение общественных «скоростей» неизбежно порождают застой, создают социальные аномалии с признаками регресса. Нединамичное, закостеневшее общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни, и в то же время сами носители «социальности», люди, будучи в роли «социальных пассионеров», способны стать субъектами качественных изменений, если их волевое начало совпадает с тенденциями развития социальной сферы общества /1/.
О совпадении начал и тенденций при выборе инновационных вариантов следует говорить особо пристрастно с учетом недавно нажитого страной опыта. И прежде всего надо четко представлять себе, насколько опасна ситуация форсированного передела общественных стандартов. Резкая смена ориентиров создает обществу экстремальность на грани выживания.
Примерно в этой ситуации оказалась после 1985 года Россия, находившаяся тогда в границах СССР. Позднее, после декабря 1991 года, в стране наступил тотальный кризис – естественная реакция на слом прежних экономических, социальных и политических структур, отношений форм собственности на средства производства, землю, жилье. Возвращение, как говорят одни с иронией, а другие с пафосом, «на магистральный путь развития человечества» сопровождалось таким обвальным уровнем социальных издержек, какого не мог предвидеть никто.
|
|
Социальная сфера в условиях реформ 90-х годов пострадала больше всех по понятным причинам. Государственный бюджет при разрушенной экономике и отсутствии эффективной налоговой системы перестал обеспечивать тот гарантированный минимум, который шел на социальные нужды при социализме. Государственные отрасли, ведавшие бытом, образованием, здравоохранением, отдыхом, социальной защитой населения, лишились привычной материальной базы. И были абсолютно не готовы к кризисному развитию событий, а тем более к какой-либо борьбе, поиску альтернатив и нововведений. Пореформенная социальная среда складывалась, по сути, заново, в обстановке, когда подавляющая часть россиян едва сохраняла за собой подобие прожиточного минимума, и помочь преодолеть огромный разрыв в имущественной дифференциации не могут до сих пор ни государственные службы, ни общественные благотворительные организации и фонды.
Как свидетельствуют научные исследования того периода, в частности проведенные в Институте молодежи (ныне Московский гуманитарный университет) /2/, государство, инициируя рыночные и демократические реформы, так и не сумело выполнить роль гаранта экономических, социальных и других прав человека, предусмотренных Конституцией РФ и общепринятыми международными стандартами. В то же время мировое сообщество на пороге XXI века в качестве приоритетной выдвинуло задачу активизации социального развития на принципе социальной справедливости, а в качестве стратегической цели – обеспечение социальной защиты людей. По мнению ООН, с точки зрения социального развития реальный экономический прогресс невозможен без прогресса в социальной сфере. При этом важно заметить: тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан не просто ставил вопрос «как изменить» мировое социальное пространство, а прямо призывал в новом веке осваивать «управление процессом преобразований» /3/.
Накопление негативных тенденций в социальной практике разных стран находит отражение в социальном заказе. Слова Аннана характерны именно тем, что такой заказ гласно или негласно, но существует. Управлять нововведениями, понимать природу инновационного процесса, стимулировать интерес к поиску новых решений стало актуальной научно-практической задачей. В условиях трансформирующейся России теория и практика смыкаются в русле этой задачи все плотнее и плотнее. Приходит понимание того, что современное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой обновления общества, а уровень развития стран все больше начинает оцениваться по их инновационной способности /4/.
С одной стороны, отечественная наука под влиянием быстробегущих событий уже не в состоянии довольствоваться требованием «успеть за изменениями», которым достаточно смело руководствовались, к примеру, социологи 1980-х годов, и сменила прежний девиз на вполне реформаторский: «жить и продуктивно работать в непрерывно меняющемся мире» /5/. С другой стороны, чтобы двигаться сообразно времени, от науки логично ждать более действенных методов исследования природы социальных изменений и конструирования новообразований, в том числе лучшего, чем сейчас, представления о механизмах управления инновациями.
По тем же критериям формируется и своя доля заказа для практики. В период перестройки общества деятели социальной сферы, социономы – специалисты по социальной работе вынуждены оперативно решать сложнейшие социальные проблемы. Приходится на ходу приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, динамичной окружающей среде. И такая адаптация, понятно, связана прежде всего с обновлением, поиском и разработкой оригинальных подходов и идей. Одним словом – с инноватикой. Причем ее направления и содержательные уровни, если посмотреть ретроспективу последних десятилетий, самые разнообразные. Они так или иначе отражают намерение реформируемой России передать подрастающему поколению эшелонированную систему надежно действующих, профессионально оформленных инновационных технологий.
|
|
Может быть, утверждать это не совсем правомерно, но социальные инновации на фоне глобализации международной конкуренции, торговли и рынка труда играют ныне гораздо более универсальную роль, чем еще сравнительно недавно. Если принято считать, что инновации в целом превратились в «промышленную религию» и активно содействуют перемещению ресурсов в сферу наиболее высоких производительности и прибыли /6/, то специфика социальных инноваций позволяет, на мой взгляд, говорить о них как реальном средстве накопления конкурентных преимуществ в соревновании стран и регионов за сохранение своих жизненноважных ресурсов на собственных территориях.
Естественный в разговоре о социальной инноватике акцент на социальной работе и социономах, социальной сфере будет присутствовать в тексте учебного пособия и дальше. Вычленяя социальную инноватику как жизненно важную часть научно-практического поиска, нельзя забывать, конечно, о ее принадлежности к базовой дисциплине. Вместе с тем и любая из особенностей рассматриваемого предмета, и вся преамбула к ним нужны, чтобы подчеркнуть тот факт, что не случайно, а более чем мотивированно государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» в перечень обязательных дисциплин был ранее включен учебный курс «Социальная инновация». Сейчас он в ином статусе, его включают в учебные программы по усмотрению самого вуза. Но так ли это верно? И так ли отвечает заявленным нацпроектам?
|
|
Стоит напомнить, что социальная работа как область научного знания и профильная дисциплина относительно недавно вошла в российскую образовательную обойму. Нынешнему ее положению, помимо прочего, способствовало укрепление во многих странах приоритетной роли государственной социальной политики. Именно государственной, ибо эффективность здравоохранения, образования, науки, условия труда и быта человека всегда остаются заботой официальной власти.
Политический аспект приобрел в социальной сфере России новое звучание по причине, особо понятной после неудачной попытки монетизации льгот. Абстрактные методы рыночного менеджмента столкнулись с высокой политикой, гражданскими интересами – и реформа забуксовала.
Политизацию такого рода В.Толстых объясняет просто и доступно. Для менеджера (читай: администратора, чиновника) важно добиться успеха любой ценой – надо ради прибыли, так он отключит свет в жилых домах, солдатских казармах, больницах. Политик же мыслит и поступает иначе. Любую проблему он будет решать с учетом интересов производства и воспроизводства общества и народонаселения. Политика, как ее ни толкуй (по Максу Веберу или Владимиру Ленину), подчеркивает Толстых, будучи по форме властвованием, по сути – способ соотнесения и согласования интересов всех существующих в стране классов, социальных групп, этносов и наций. Она обречена на поражение, если власть имущие проигнорируют известный еще с древних времен принцип «общего блага» /7/.
Серьезное восприятие социальной работы именно в таком масштабе и таком качестве постепенно поднимает значение и связанных с ней научных исследований, обучающих программ, опыта организации отраслевой, территориальной и индустриальной практики.
Социальная работа, рискну сказать, перестала замыкаться на сравнительно узких, приземленных проблемах и адресах. Ее институты занимаются комплексным изучением закономерностей индивидуального и общественного благосостояния, проблемами разумного использования человеческих ресурсов, физического, психического и социокультурного развития людей. Профессиональная среда понимает, что в отличие от других наук о человеке социальная работа рассматривает параметры индивидуального благосостояния в контексте общественных процессов, как системообразующее единство, совокупность категорий, сущность которых может быть количественно и качественно определена, описана и прогнозируема на различных уровнях социума.
Говорить о полномасштабности социальной работы следует, разумеется, с учетом и задач социального образования. С этой точки зрения, как выявили сравнительные исследования в постсоветских и западных странах, в равной мере важны и приобретаемые знания, и практические умения, но достичь такого равенства мало кому из выпускников вузов пока удается. ВРоссии, Беларуси, Украине студенты показывают очень высокие результаты по критериям "знание", "понимание" и очень низкие – по критериям "применение знаний на практике", "анализ", "синтез", "оценивание". Студенты же таких стран, как США, Франция, Канада, Израиль, демонстрируют другой крен: у них высоко развиты навыки анализа, синтеза, умение принимать решения при общем невысоком уровне показателя "знание" /8/. Здесь не стоит вопрос, какие крайности лучше или хуже, но с очевидной остротой (и одновременно простотой) констатируется царящее на нынешнем рынке труда настроение: востребованы не знания сами по себе, а способность применять их на практике, иметь необходимый для того опыт.
Конечно, опыт – не только отечественный, но совокупный мировой – многое определяет в выборе стратегии и тактики социальной работы, в оценке инновационных идей. Однако лучший вариант – баланс опыта, оперативных, на злобу дня решений и прогнозируемых для тех или иных видов деятельности перспектив, на которые, собственно, и должны в значительной мере ориентироваться как непосредственный инновационный процесс, так и программа обучения социальной инноватике.
Учебный курс «Социальные инновации» читается автором в Московском гуманитарном университете (ранее Институт молодежи) с 1994 года. В ходе лекций, семинарских и практических занятий прошли своеобразные испытания почти все предлагаемые здесь концептуальные подходы и взгляды.
Структура учебного пособия учитывает специфику усвоения теоретических основ социальной инноватики, инновационных технологий. Содержание разделов книги построено таким образом, чтобы наука, практическая инноватика, социальные инновации в качестве ресурса жизнесбережения и человек как субъект и объект нововведений предстали перед студентами в системном виде. Каждая глава любого из обозначенных разделов выполняет свою функциональную роль и одновременно дополняет другие, связывает их в единую логическую цепь. Дидактический аутотренинг в конце очередной главы позволяет закрепить прочитанное, проверить знание предмета по ходу анализа и оценки предложенных фактов и типовых проблемных ситуаций.