Предисловие ко второму изданию

С момента выхода «Социальной инноватики» в 2000 году прошло семь лет. Это в общем-то не так много. Но время до и после появления в свет учебного пособия существенно разнится для страны и способом политического правления, и выбором приоритетов общественного развития. Хотя хотелось бы, чтобы разница с ельцинской порой была бы еще значительнее, даже радикальнее. Желание подобного рода особенно усиливается, когда заново препарируешь все отправные мотивы предыдущего издания, сопоставляешь его содержание и, в частности, результаты социальной практики с ожидавшимися изменениями в жизни людей.

Впрочем, нельзя и преувеличивать реальные инновационные скорости, тем более в столь уязвимой всегда сфере, как социальная политика. В условиях глобального российского передела этап длиною меньше чем в два президентских срока все же не очень велик, чтобы успеть компенсировать накопившиеся за полтора десятка лет социальные потери. Что же касается уже не политики и практики, а теории вопроса, то тут в такие короткие сроки больших качественных накоплений и принципиально быть не может. Другое дело, что естественным образом идут уточнения подходов, позиций, адаптация инновационных технологий к специфике вялотекущих отечественных реформ. И эта сторона научных исследований неизбежно находит свое отражение в учебных программах, методах вузовской подготовки будущих специалистов.

Выделю при этом два важных ситуационных отличия в подходах к теме. Во-первых, стала очевидной общегосударственная проблема, которую можно обозначить как аварийный поиск ресурсов жизнесбережения, имея в виду острый демографический кризис, дефицит деторождения, высокую смертность населения в трудоспособном возрасте. Во-вторых, налицо рост потребностей в социальных инновациях, поскольку в России начали действовать долгосрочные национальные проекты, ориентированные на социальную сферу (включая здравоохранение, образование, доступное жилье). Социальные инновации в таком нерядовом контексте должны приобретать системный и целенаправленный характер, становиться первейшим средством жизнесбережения, а главное – входить в обойму институционально признанных государством и обществом инструментов кризисного управления.

Полагаю, что возобновление спроса на социальную тематику в науке и учебном процессе – закономерный ответ не только на сами обнажившиеся проблемы народной жизни, но и на растущие в последние годы возможности в бюджетном финансировании социального сектора. Устранение явных и видимых всеми перекосов в доходах, общественном благополучии разных слоев населения приобретает стратегическое значение. Государству сегодня есть что вкладывать в развитие страны и своего народа, а вот как справедливо реализовать вложение средств действительно стратегически – получается пока плохо. Научимся этому – сможем вернуть обществу его совокупное здоровье. Не научимся (не захотим), значит останемся сидеть на социальной пороховой бочке.

Именно появление и осознание новых задач определили дополнения и коррекции в содержание книги, дали основание ввести ранее отсутствовавшие главы и целый самостоятельный раздел. Подверглись изменениям многие примеры из практики и дидактический материал, расширена источнико-библиографическая база.

Как и первое, новое издание, разумеется не может претендовать на всеобъемлющий характер. Границы вузовского курса тем не менее позволяют варьировать и углублять тематику предмета. Собственно, и сам предмет таков, что требует изменений.

Ни в одной области, говорил известный всем классик-социолог К.Маркс, не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Применительно к инноватике это вдвойне справедливо. Изучая суть и особенности применения нововведений, мы наращиваем и развиваем знание, поисковые навыки. И пределов у такого процесса нет и быть не может. Здесь все взаимозамещаемо и открыто для совершенствования.

Б.Усманов

Март 2007 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: