Основания для типологии нововведений | ||||||
Признаки новшества | Особенности осуществления нововведений | Особенности инновационного процесса | ||||
См. таблицу 5.2. | Тиражируе-мость | завершенность | результативность | организационные границы | источник инициа-тивы | |
единичные диффузные | завершенные незавершенные | результативные нерезультативные | внутриорганизационные межорганизационные | заказные авторские | ||
В комментариях к таблицам ученый напоминает о взятых за основу трех структурных элементах процесса нововведения: новшество как таковое, его реализация и сам процесс. И признает сложность, которая стоит за типологией по характеру новшества. В ней признаки поделены на две категории – эмпирические и проблемные. Эмпирические как бы очевидны и представляют собой простое перечисление известных и бесспорных особенностей новаций по сферам их действия (технология, право и т.п.). Что касается проблемных признаков, то по ним выделяются такие группы нововведений, которые имеют оценочный характер и выражают некое значимое противоречие, трудность в инноватике. За этой разницей признаков двух категорий могут стоять и стоят самые разные, корректируемые временем, объяснения.
|
|
Что дают подобные типологии? Прежде всего, полагает А.И.Пригожин, возможность более точной идентификации каждого нововведения. Этим способом задаются определенные рамки его описания, в том числе и по признакам, которыми нередко пренебрегают. Достигаемая при этом системность характеристик нововведений позволяет сравнить потенциал каждого из них, оценить его место в ряду других, себе подобных. Очень важно знать и соотношения разных типов нововведений в тех или иных сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденции изменения таких соотношений в разные периоды развития общества и государства, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.
В том же русле оценивают значение классификации нововведений Л.П.Гончаренко и Ю.А.Арутюнов /16/. По их мнению, она позволяет, помимо прочего:
- рационально организовывать инновационный процесс;
- осуществлять привязку к типу нововведения тот или иной вид стратегии;
- конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;
- определять положение отдельно взятого нововведения формами его реализации и продвижения на рынке;
- осуществлять кодирование, производить различные информационные автоматизированные операции, создавать и эффективно использовать банки данных и т.д.
Таблица 5.2