Типы нововведений

Основания для типологии нововведений
Признаки новшества Особенности осуществления нововведений Особенности инновационного процесса
См. таблицу 5.2. Тиражируе-мость завершен­ность результа­тивность организацион­ные границы источник инициа-тивы
  единичные диффузные завершенные незавершенные результативные нерезультативные внутриорганизационные межорганизационные заказные авторские
             

В комментариях к таблицам ученый напоминает о взятых за основу трех структурных элементах процесса нововведения: новшество как таковое, его реализация и сам процесс. И признает сложность, которая стоит за типологией по характеру новшества. В ней признаки поделены на две категории – эмпирические и проблемные. Эмпирические как бы очевидны и представляют собой простое перечисление известных и бесспорных особенностей новаций по сферам их действия (технология, право и т.п.). Что касается проблемных признаков, то по ним выделяются такие группы нововведений, которые имеют оценочный характер и выражают некое значимое противоречие, трудность в инноватике. За этой разницей признаков двух категорий могут стоять и стоят самые разные, корректируемые временем, объяснения.

Что дают подобные типологии? Прежде всего, полагает А.И.Пригожин, возможность более точной идентификации каждого нововведения. Этим способом задаются определенные рамки его описания, в том числе и по признакам, которыми нередко пренебрегают. Достигаемая при этом системность характеристик нововведений позволяет сравнить потенциал каждого из них, оценить его место в ряду других, себе подобных. Очень важно знать и соотношения разных типов нововведений в тех или иных сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденции изменения таких соотношений в разные периоды развития общества и государства, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.

В том же русле оценивают значение классификации нововведений Л.П.Гончаренко и Ю.А.Арутюнов /16/. По их мнению, она позволяет, помимо прочего:

  • рационально организовывать инновационный процесс;
  • осуществлять привязку к типу нововведения тот или иной вид стратегии;
  • конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;
  • определять положение отдельно взятого нововведения формами его реализации и продвижения на рынке;
  • осуществлять кодирование, производить различные информаци­онные автоматизированные операции, создавать и эффективно ис­пользовать банки данных и т.д.

Таблица 5.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: