Словарь

Адаптация – приспособление человека, личности к условиям внешней среды, к обстановке в коллективе, группе, принятие чьих-то позиций, норм поведения, приоритетов инновационной политики.

Алгоритм – набор, процедура действий, которые идут в намеченной последовательности и нацелены на получение определенных результатов.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным установлениям.

Антология – (гр., букв. – букет цветов) – подборка наиболее характерных, представительных авторских работ.

Ассоциация – объединение, союз людей или организаций для выполнения какой-либо задачи, ведения какого-либо дела. Группа-ассоциация имеет сложившуюся структуру, но деятельность ее членов носит преимущественно индивидуальный характер.

Венчур – тип внедренческой фирмы, созданной с помощью рискового капитала и призванной работать с нововведениями.

Демаркация – установление границ на местности или в зоне условного размежевания интересов.

Детерминированность – свойство однозначности, определенности. Детерминантами в математике называют определители, с помощью которых находятся решения линейных систем уравнений.

Диверсификация – разнообразие, разностороннее развитие. По отношению к производству – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов и направлений деятельности.

Доминанта – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.

Дуализм – двойственность, раздвоенность. В философии Декарта, Канта признание духа и материи, идеального и материального двумя самостоятельными, независимыми началами.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Императив – повеление, настоятельное требование (в частности – действовать по правилам, чьим-то установлениям).

Инновация –есть воплощенное в жизнь новшество (идея), зафиксированное в сознании и практике человека изменение существующих реалий. В стратегическом значении – продукт управляемого человеком развития, который целенаправленно используется обществом и его структурами для достижения прогресса в той или иной сфере жизнедеятельности.

Институционализация – учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Институциональный – связанный с общественными институтами.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Константа – постоянная величина, неизменность.

Коллектив – группа, объединение людей, отличающиеся общественно значимой направленностью дел, высоким уровнем профессиональной подготовки, организационным и психологическим единством. Макрогруппа в рамках формальной или неформальной организации.

Конформизм – пассивное приспособление, отсутствие своего мнения. Конформист — человек, выражающий внешнее согласие с чужой позицией из-за боязни оказаться «не таким, как все».

Кооперация – сотрудничество; группа людей, которой свойственно единство целей и действия, но в которой в то же время нет еще достаточно выраженных психологических связей.

Корпоративность – отношения людей, сформированные общностью профессиональных и социальных интересов, потребностей, которые могут приобретать разные организационно-правовые формы и складываться в разных территориальных и отраслевых границах.

Корреляция – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимообусловленность предметов, явлений, понятий, людских настроений и желаний.

Креатив – отражение созданных определенными людьми и в рамках общих для них протекций, обстоятельств социальных продуктов и производных от них условий.

Маркетинг – изучение рыночного спроса, ценообразования, планирование товарного ассортимента в целях обеспечения конкурентоспособности организации и стимулирования ее инновационного развития.

Инноватор – нововводитель, нововнедритель: человек, реализующий новую идею, вносящий определенное изменение в существующую среду.

Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в какой-либо области деятельности.

Новация – (лат. novatio – обновление, изменение) – слово, изначально имевшее в виду прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством; например, выдача векселя взамен ранее выданного обязательства. В наше время является синонимом слова «новшество».

Онтология – философское учение о сущем, бытии; в отечественной науке традиционно рассматривается в единстве с теорией познания и логикой.

Парадигма – пример, образец, используемые для доказательства, сравнения, определения неких общих характерных черт исторического периода, этапа развития какой-либо области знания, техники, социальной жизни.

Переменная – в эксперименте или исследовании признак, который может принимать различные значения (например, пол, возраст, социальная группа, доход, род занятий).

Постулат – то же, что и аксиома, выступающая в роли истины, не требующей доказательства. Маленький нюанс: постулат – требуемая истина.

Редукция – сведение сложного к простому, а если буквально, от латинского корня, – то возвращение, отодвигание назад.

Рекреация – восстановление и укрепление физических, а в каких-то ситуациях и интеллектуальных сил человека.

Репродукция – воспроизведение чего-либо с помощью изобразительных, технических, биологических и прочих средств.

Рефлексия – самопознание личностью своего внутреннего состояния, умение представлять себя на месте другого человека, мысленно проигрывать ситуацию за него. Реакция нервных, мыслительных центров на возникающие внешние события.

Ротация – круговое движение, часто ассоциируемое с тиражированием текста на печатной машине соответствующей конструкции.

Самоорганизация – способность сложных систем к упорядочению своей внутренней структуры.

Синергетика – научное направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление для выявления общих закономерностей самоорганизации, становления устойчивых системных образований естественного и искусственного происхождения.

Социализация – самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, самообретение им социальных качеств, необходимых для достойной адаптации в общественной среде. Способы формирования умений, соответствующих социальным ролям.

Стратификация – порядок, согласно которому неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.

Тезаурус – полный набор систематизированных данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку ориентироваться в информационной среде.

Толстовство – направление общественной мысли и общественного движения в России конца XIX – начала ХХ веков. В их основе учение писателя Л.Н.Толстого, в котором он идеализировал патриархальный строй жизни и рассматривал исторический процесс с точки зрения вечных, изначальных понятий нравственного и религиозного сознания человека.

Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур, не изменяющиеся при любых непрерывных преобразованиях.

Трансфер – перевод, передача, обмен, в которых участвуют разные категории предметной и социальной среды.

Трансформация – преобразование, превращение, в определенных случаях передача меняющихся параметров, качеств материального, электрофизического и социоприродного свойства.

Эволюция – процесс изменения, развития, естественного и последовательного приобретения нового качества.

Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Эвристическая деятельность – форма активного отношения к действительности, в основе которого логическое мышление и творчество человека.

Эксклюзив – принадлежащие именно этому владельцу информация, право, общественный продукт и т. п.

Экспонента – показательная математическая функция с независимым переменным, в социологии – та независимая переменная, которая в процессе эксперимента или исследования объясняет происходящее или вызывает изменения в изучаемом явлении.

Энтропия – количественная мера неопределенности ситуации, упорядоченности системы и ее способности пребывать в таком состоянии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аверин Ю., Дмитриева Е., Волкова О. Социологические исследования: место и роль в коммуникативных кампаниях, методология и методика проведения. – М., 2006.

Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи (Часть вторая). – М., 2003.

Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. – М., 1975.

Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск, 1986.

Ангеловски К. Учителя и инновации: Пер. с макед. – М., 1991.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1991.

Аньшин В. М. Маркетинг нововведений: Учеб. пособие. – М., 1994.

Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. – М., 1997.

Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества. – М., 2001.

Волчкова А. П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект / Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.

Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. – 1997. – № 9.

Гинзбург Я.С. Эксперименты в разработке и внедрении нововведений / Автореф. дис… канд. экон. наук. — Новосибирск, 1983.

Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – СПб., 2004.

Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. – М., 1985.

Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. Учебно-методическое пособие. – М., 1992.

Добрынина О.Х., Хван А.А., Кулакова И.В. Психологическое обеспечение инновационной деятельности // Психологическое обеспечение инновационных процессов. – Новокузнецк, 1993.

Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 1996.

Елфимов М. Возникновение нового: Философский очерк. – М., 1983.

Ефросинин В.В, Методика проектирования и реализации инновационной педагогической технологии как средства повышения качества образования / Автореф. дис… канд. пед. наук. – Тольятти, 1999.

Ильяева И.А. Общение: от Сократа до наших дней (философско-социологический анализ): Монография. – Белгород, 2005.

Инновации в образовании глазами социолога. – Екатеринбург, 1996.

Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М., 1997.

Князева Л.В., Лаврененко И.М., Усманов Б.Ф. Генерирование и оценка идей по реализации региональной социальной политики. – М., 1998.

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1997.

Кретов Б.И. Личность и инновационные процессы в современном российском обществе. – М., 1993.

Кривоносова Л.А. Управление качеством жизни населения. – Хабаровск, 2005.

Кун Т. Структура научных революции: Пер. с англ. – М., 2003.

Лопатин В. А. Опыт инноваций // Психологический журнал. – 1984. – № 4.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб.пособие. – М., 2003.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.

Маршак А.Л. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: Сб. статей. – М., 1996.

Мошняга В.П. Международные принципы и государственно-регио-нальные особенности социальной работы: Учебное пособие. – М., 2000.

Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках: Пер. с нем. – М., 1984.

Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики. – 1996. –— № 10.

Перепелица П.С., Рыбалко В.В. Психология изобретательской деятельности. – Киев, 1981.

Петраков А.М. Информационные составляющие экономических моделей качества нововведений // Информация и российское общество. Тезисы доклада 1-го Международного конгресса. – М., 1998.

Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания / Автореф. дис… док. пед. наук. – М., 1994.

Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер.с фран. – М., 1988.

Рудинова Ю.И. Подготовка молодого учителя к инновационной деятельности в школе / Автореф. дис… канд. пед. наук. – СПб., 1999.

Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. пособие. – М., 1995.

Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2004.

Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. – М., 1996.

Сукисян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. – М., 1996.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фран. – СПб., 1996.

Твисс Б. Управление научно-техническими нововедениями. – М., 1989.

Тичи Н., Девонна М. А. Лидеры реорганизации: Пер. с англ. – М., 1990.

Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л., 1929.

Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов, 1994.

Уайлд Д. Оптимальное проектирование: Пер. с англ. – М., 1981.

Уайт П. Управление исследованиями и разработками: Пер. с англ. – М., 1982.

Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. – М., 1995.

Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. – М., 1987.

Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М., 2007.

Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М., 1991.

Цыганов А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью / Автореф. дис...канд. экон. наук. – М., 1999.

Чупров В.И. Социальная инновация // Социологическая энциклопедия: В 2-т – М., 2003. – Т.2. – С.456-457.

Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 1999.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Методическое пособие. – М., 1991.

Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: